Аквариумные рыбки страдают депрессией

1 июня 2020

Ученые впервые обнаружили феномен отчаяния у аквариумных рыбок, а также проверили на них действие антидепрессантов.

Аквариумные рыбки страдают депрессией

Ученые из России, Бразилии и Китая создали модель отчаяния на основе данных о рыбках зебраданио и проверили на этой модели препараты от депрессии. Для этого специалисты закрепляли хвосты рыбок в губчатом материале и наблюдали за тем, как меняется поведение рыбок. После этого зебраданио помещались на пять минут в емкости с классическими антидепрессантами: амитриптилином и сертралином.

Специалисты изучали частоту и суммарную амплитуду колебаний рыбок, а также продолжительность их замираний. Для проверки модели, помимо раствора антидепрессантов, использовался низковольтный электрический ток, феромон тревоги и противотревожный препарат феназепам.

Как оказалось, феназепам не вызывал изменений в поведении рыбок, электрический шок и феромон тревоги уменьшали их активность, а амитриптилин и сертралин ее увеличивали. Это свидетельствует о снижении уровня отчаяния под воздействием антидепрессантов. Кроме того, воздействие антидепрессантами перед тестированием увеличило интенсивность использования в мозгу зебраданио серотонина и дофамина, тесно связанных с депрессией и эмоциями у человека.

«Во-первых, мы впервые обнаружили у рыб зебраданио феномен отчаяния. Во-вторых, определили, что использование антидепрессантов в отношении зебраданио, испытывающих отчаяние, приводит к примерно таким же изменениям, что и в случае воздействия антидепрессантами на грызунов и людей. Таким образом, мы „отодвинули“ модель отчаяния, основанную на выученной беспомощности, на 340 миллионов лет: ведь первые челюстные рыбы появились в ходе эволюции 400 млн лет назад, а грызуны — 60 миллионов лет назад», — объясняют авторы исследования, ведущий научный сотрудник Научной лаборатории перспективных исследований в области нефтехимии, химической технологии и биотехнологии УрФУ Алан Калуев и старший научный сотрудник лаборатории биологической психиатрии Института трансляционной биомедицины СПбГУ Константин Демин.

Другими словами, ученые «состарили» депрессию на 340 млн лет и показали, что отчаяние — один из симптомов депрессии — гораздо более древний механизм, чем до сих пор считалось. По словам исследователей, поскольку у депрессии настолько древнее происхождение, мишени для ее лечения нужно искать в консервативных молекулярных механизмах, общих для рыб, грызунов и человека.