Центр подводных исследований РГО идентифицировал судно, на котором погибли тысячи людей

Центр подводных исследований РГО идентифицировал судно, на котором погибли тысячи людей

На дне Черного моря найден теплоход «Армения», затопленный немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Гибель судна считается одной из самых масштабных трагедий на море в истории: на борту, по разным подсчетам, находилось от 6 до 10 тысяч беженцев и раненых. Поисковую операцию проводило Министерство обороны России. В исследовании и идентификации судна участвовали специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества.

армения 1935г.jpg

Затонувший теплоход особенно активно искали последние 20 лет. За это время исследовали более 300 квадратных километров морского дня.

В 2017 году во время поисковой операции, проводившейся силами Министерства обороны России, магнитометр засек на дне моря магнитную аномалию. По этим данным нельзя было понять, ни что за объект находится на дне, ни точные его координаты. Но район поисков сузился — данные магнитометра указали на квадрат, который надо изучить внимательнее. В марте 2020 года в ходе очередной поисковой операции район тщательно исследовали гидролокатором. В результате специалисты Министерства обороны России обнаружили корпус затонувшего судна, совпадающий своими габаритами с характеристиками теплохода «Армения». Для проведения идентификации судна были привлечены специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества.

Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) отечественного производства серии РТ, что позволило получить первые видеокадры. Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжалось 6 часов, корабль 7 раз менял свое местоположение, чтобы подводный аппарат или его кабель не запутались в конструкциях разрушенного теплохода.

Объект стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чем сообщала официальная версия. «При этом надстройки и палубы имеют явные и ужасающие следы разрушений — леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего это последствия взрывов от попадания авиационных бомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, то есть фашистские самолеты заходили на атаку с кормы», — рассказал участник экспедиции исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин.

Теплоход «Армения» проекта «Аджария» был построен в 1928 году в Ленинграде. Судно пассажировместимостью 950 человек было перестроено под санитарный транспорт в Одессе в 1941 году. Вместо части кают были организованы операционные и перевязочные, предполагалось брать порядка 400 раненых.

6 ноября 1941 года в Севастополе на борт поднялось несколько тысяч человек: жители города, пациенты, врачи и персонал нескольких госпиталей, часть партийного руководства Крыма, сотрудники пионерлагеря «Артек» и их семьи. В панике эвакуации точных подсчетов никто не вел.

Судя по опубликованным данным, «Армения» вышла из порта Севастополя, зашла в Балаклаву и Ялту. Только к утру дождались пассажиров и груз. 7 ноября теплоход вышел в сторону Туапсе в сопровождении двух сторожевых катеров, не дожидаясь темноты. Через несколько часов был атакован вражеской авиацией и затонул за 4 минуты. Из всех пассажиров (от 5000 до 10 000 человек) выжили единицы.

Исследования подтвердили версию стремительной гибели «Армении»: часть иллюминаторов не разбиты, а вдавлены внутрь целиком. Это означает, что к моменту ухода корпуса на большую глубину внутри судна еще оставались воздушные карманы.

Это точно «Армения»

Идентификация судна может быть произведена по набору признаков — прямых или косвенных. К косвенным относятся габариты, характерные элементы надстроек, конструкций и ограждений, отмеченные в чертежах и архивных данных. Прямыми признаками называют указания имени судна или закладные таблички. Большой удачей для подводных исследователей считается обнаружение судового колокола с именем корабля. Как правило, они изготавливаются из цветных металлов и мало подвержены коррозийным процессам.

армения аид с носа с правого борта.jpg

Осмотр найденного корпуса начался с центральной части левого борта с движением в сторону кормы. Еще при первом подходе к судну на дне были обнаружены фрагменты палубы и иных элементов. При осмотре самого борта были отмечены характерные признаки теплохода «Армения» — расположение палуб и своеобразные проемы в леерных ограждениях.

В третий спуск ТНПА был направлен на осмотр носа судна, где должно было располагаться название. По сравнению с центральной частью, нос поврежден не так сильно. Название не сохранилось, так как было нанесено краской (как и на корме). Но, к удивлению исследователей, уцелела стойка судового колокола, а рядом и сам колокол. Более того, он упал надписью вверх. Сомнений нет, на подводных кадрах четко читается надпись «Армения».

В последующие погружения были осмотрены правый борт и корма судна. Там был обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который является одним из косвенных признаков для идентификации. Кстати, его хорошо видно на кадрах художественного фильма «Сокровища погибшего корабля» (режиссеры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год), в котором теплоход «Армения» снялся в роли самого себя.

В завершающее погружение робот снова вернулся на левый борт, но уже в район ходового мостика, куда и пришлись основные удары бомб. Степень разрушения судна такова, что не представляется возможным определить количество погубивших «Армению» взрывов. Обилие висящих тросов, веревок и торчащих металлических фрагментов не позволило ни подтвердить, ни опровергнуть наличие на момент гибели на борту санитарно-транспортного судна «Армения» легких пушек.

Одна история завершена

Различные команды и ведомства в течение 20 лет искали неуловимый теплоход. Теперь «Армения» найдена. Удалось это благодаря систематической работе, которую проводило Министерство обороны РФ, опытным специалистам и серьезной технической подготовке. Конечно, еще предстоит детальное обследование судна.

Настает очередь следующей истории. Информация, полученная в ходе экспедиции 2020 года, позволяет реконструировать события одной из крупнейших трагедий морской истории. Центр подводных исследований РГО уже запустил производство документального фильма о судьбе и исследовании теплохода.

После идентификации судна был приглашен священник Новороссийской военно-морской базы, протоиерей Кирилл, который провел молебны перед выходом в море. Над местом гибели «Армении» он также отслужил панихиду по погибшим пассажирам и экипажу судна, им отдали воинские почести: в память о жертвах на воду был спущен венок и произведены три залпа траурного салюта.

Официальные данные о гибели «Армении» содержат много белых пятен, а координаты — только приблизительные. С начала 2000-х поиски начал Департамент морского наследия Украины. В 2006 году был привлечен Институт океанографии и океанологии США во главе с Робертом Баллардом, в свое время нашедшим «Титаник». Институт археологии НАН и вооруженные силы Украины использовали обитаемый подводный аппарат наряду с гидроакустикой. В 2009 году в обследовании квадрата был задействован ТНПА. Во время этих масштабных исследований были обнародованы и рабочие, и совершенно фантастические теории, найдено невероятное количество объектов, но не «Армения».

Подписка на журнал
 
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ