Обнаружена самая первая галактика

13 февраля 2008 года, 10:43

Астрономы из Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory) в Чили и их коллеги из Калифорнийского университета (University of California), США, обнаружили при помощи космического телескопа «Хаббл» (NASA/ESA Hubble Space Telescope) самую дальнюю из всех известных галактик, сообщает cybersecurity

Обнаруженная галактика, получившая номер A1689-zD1, находится на расстоянии более 13 млрд. световых лет от Земли, что немногим меньше возраста нашей Вселенной. Это обстоятельство заставляет ученых предположить, что процессы, которые они сейчас наблюдают (т.е. то, что происходило в этой галактике 13 млрд. лет назад), фактически отражают историю появления галактики. «Мы были очень удивлены обнаружением такой яркой галактики в ранней Вселенной. Она родилась спустя 700 млн. лет после Большого Взрыва», — говорит Гарт Иллингворт (Garth Illingworth), астрофизик из Университета Калифорнии.

Ученые полагают, что галактика A1689-zD1 может оказаться действительно самой первой и до нее фактически никаких космических объектов не существовало. В таком случае, её изучение поможет понять принципы формирования самых первых звезд и звездных скоплений во Вселенной, кроме того, она может помочь ученым в понимании того, как закончились «темные времена» во Вселенной и что послужило толчком к созданию галактик. «По-видимому, эта галактика является одной из многих, которые появились сразу же после снижения плотности вещества во Вселенной», — уверен астроном Ларри Брэдли (Larry Bradley) из Университета им Джона Хопкинса в Балтиморе (Johns Hopkins University).

Между нашей планетой и галактикой A1689-zD1 нет прямой видимости, так как её от нас скрывает более молодое и очень крупное скопление галактик Abell 1689. Однако из-за того, что гравитация Abell 1689 очень велика, возникает эффект оптической линзы, в результате чего свет A1689-zD1 огибает скопление и становится виден на нашей планете. Точно определить расстояние до новой галактики удалось благодаря эффекту красного смещения: чем дальше от нас галактика, тем дальше «в красную сторону» (в сторону более длинных волн) смещены её спектральные линии. Грубо говоря, чем дальше от нас находится галактика, тем более красной она нам кажется. Расстояние до A1689-zD1 таково, что смещенные спектральные линии выходят из видимого диапазона и попадают в диапазон инфракрасный, так что ученые намерены продолжить изучение новой галактики при помощи инфракрасного телескопа.

«Вокруг Света» сообщал о других открытиях, сделанных с помощью телескопа «Хаббл». С его помощью удалось получить ясное представление о происхождении и структуре туманности Петля Лебедя (Veil Nebula), а также увидеть ударную волну, образовавшуюся от столкновения двух галактических скоплений.