Названо еще одно негативное последствие бессонных ночей

14 января 2020

Специалисты из Упсальского университета (Швеция) обнаружили, что бессонные ночи существенно повышают уровень тау-белка — биомаркера болезни Альцгеймера.

Названо еще одно негативное последствие бессонных ночей

Тау-белок образует нейрофибриллярные клубки, которые накапливаются в мозге людей с болезнью Альцгеймера. Согласно одной из основных гипотез, именно этот процесс лежит в основе развития болезни Альцгеймера. Предыдущие исследования с участием пожилых людей показали, что лишение сна может повысить уровень тау-белка в спинномозговой жидкости. Травма головы также может увеличить концентрацию тау-белка в крови.

В новом исследовании ученые проверили, может ли единовременная потеря ночного сна отразиться на уровне тау-белка. В исследовании приняли участие 15 здоровых молодых людей (средний возраст — 22 года). Все они регулярно спали ночью 7–9 часов. В ходе исследования им предложили провести одну ночь без сна: добровольцы могли смотреть фильмы, играть в видеоигры или общаться. Исследование показало, что даже одна бессонная ночь приводит к всплеску тау-белка, его уровень в крови увеличивался на 17%.

«Наше исследование показывает, что даже у молодых, здоровых людей одна бессонная ночь приводит к незначительному повышению уровня тау-белка в крови. Это говорит о том, что со временем подобные нарушения сна могут потенциально иметь пагубные последствия», — отметил автор исследования Джонатан Седернаес (Jonathan Cedernaes) .

Исследователи также изучили четыре других биомаркера, связанных с болезнью Альцгеймера, но не обнаружили корреляции между ними и отсутствием ночного сна. Поскольку выборка была небольшая, а роль тау-белка в возникновении болезни Альцгеймера в полной мере неясна, еще слишком рано говорить, что недостаток сна может стать одной из причин развития нейродегенеративного заболевания.