Колумб в распространении вшей не виноват

07 февраля 2008 года, 16:28

Специалисты Университета Флориды (University of Florida), США, установили, что головные вши пришли в Америку из Африки еще с первой волной миграции около 100 тыс. лет назад, сообщает Reuters.

Генетический анализ нескольких сотен вшей, найденных на головах тысячелетних мумий в Перу, показал, что насекомое из Латинской Америки практически идентично тем, останки которых обнаруживаются по всему миру. Они датируются временем, когда человек начал расселяться за пределами африканского континента.

Результаты теста говорят о том, что этот генетический тип распространялся вокруг земного шара по мере распространения людей, подчеркивает Дэвид Рид (David Reed), один из исследователей.

В статье в журнале «Инфекционные болезни» (Journal of Infectious Diseases) Дэвид Рид и его коллеги отмечает, что науке известны три филогенетические ветви этих паразитов. Ветвь А распространена повсеместно, ветвь В типична как для Северной Америки, так и для Европы, ветвь С встречается очень редко. Ранее считалось, что ветвь В эволюционировала исключительно на американских континентах, а по остальной части земного шара ее развезли европейские исследователи, которые по случайному совпадению распространили в Америке вошь ветви А.

Однако анализ ДНК вшей с голов перуанских мумий показывал, что все эти насекомые относились к типу А. Следовательно, эта ветвь паразитов попала в Америку за сотни лет до европейских исследователей.

К ветви А относятся как головная, так и бельевая вши. Питаясь человеческой кровью, они могут жить только на людях и гибнут вскоре после смерти своих хозяев. Помимо всего прочего, вши распространяют инфекционные болезни, такие, как тиф и окопную лихорадку. Дэвид Рид полагает, что мумифицированные вши из Перу также разносили тифные бактерии. По мнению ученых, восстановление их генома внесет дополнительный вклад в картину маршрутов миграционных маршрутов доисторического человека. Кроме того, если версия с тифом подтвердится, станет ясным, что эта болезнь была завезена в Америку вовсе не европейскими исследователями.

Европейских исследователей обвиняют не только в том, что они заразили индейцев своими болезнями, но и в обратном. Так, ученый из США Кристин Харпер (Kristin Harper) утверждает, что сифилис появился в Европе сразу после возвращения экспедиции Колумба.