Астронавты NASA полетят на «Союзах»

05 февраля 2008 года, 15:28

Американское космическое агентство NASA будет покупать у России услуги по доставке астронавтов на борт МКС, если частные компании не смогут справиться с этой задачей после завершения программы шаттлов в 2010 году, сообщает Associated Press

В 2006 году агентство выделило около $500 млн стартового капитала двум частным компаниям, SpaceX, создающей ракеты Falcon, и Rocketplane Kistler, на разработку нового космического корабля с возможностью полета до МКС. Предполагалось, что средства будут выделяться равными долями в течение пяти лет. Однако в прошлом году получив деньги от NASA, Rocketplane не смогла затем привлечь средства из других источников, и агентство прервало контракт с ней. Сейчас NASA проводит новый тендер, победитель которого получит оставшиеся $173 млн.

Между тем, шаттлы прекращают летать в 2010 году, а космические корабли «Орион», разрабатываемые собственно NASA, впервые полетят на орбиту только в 2014 году. Приостановить полеты шаттлов после 2010 года было решено после соответствующей рекомендации комиссии, расследовавшей катастрофу шаттла «Коламбия» в 2003 году. В декабре прошлого года конгрессмен США Дэйв Уэлдон (Dave Weldon) предложил NASA продолжить эксплуатировать шаттлы после 2010 года, считая риск оправданным.

Конечно, космическое агентство предпочло бы воспользоваться услугами отечественных компаний, говорит заместитель руководителя NASA Шана Дейл (Shana Dale). Однако, хотя мысль, что у США не будет другого выхода, как обратиться за помощью к России, и неприятна, в NASA рады, что русские выступают их партнерами и что в России есть подобные возможности, подчеркивает она.

До конца текущего года NASA намерено запустить пять шаттлов. Сейчас ко взлету с космодрома на мысе Канаверал готовится «Атлантис», старт которого уже несколько раз откладывался. Есть вероятность, что плохая погода помешает запуску челнока и на этот раз.