Найден древнейший путеводитель по загробному миру

16 октября 2019

Археологи считают, что нашли на одном из древнеегипетских саркофагов древнейшую копию «Книги двух путей» — таинственного иллюстрированного «путеводителя» по загробному миру.

Найден древнейший путеводитель по загробному миру

Саркофаг был обнаружен в разграбленном захоронении в 2012 году в некрополе Верхнего Египта в Дейр-эль-Берше. Гроб был сильно поврежден и изъеден грибком, однако на нем удалось обнаружить фрагменты текста. По мнению исследователей, это древнейшая из известных копий «Книги двух путей». Ее возраст — около 4000 лет.

Содержимое саркофага неоднократно «осматривалось» черными археологами, которые могли похитить ряд артефактов. Ученым удалось восстановить две деревянные панели, на которых обнаружилось несколько строк иероглифического текста, которые оказались фрагментами текста из «Книги двух путей». Расшифровав часть других надписей на саркофаге, специалисты пришли к выводу, что в нем была похоронена богатая женщина по имени Анх.

В «Книге двух путей» рассказывалось о маршрутах, по которым мертвые будут перемещаться в подземном царстве Осириса — царя загробного мира в древнеегипетской мифологии и судьи душ усопших. «Книга» относится к так называемым Текстам Саркофагов — коллекции древнеегипетских погребальных заклинаний, высеченных на поверхности саркофагов. Считается, что «Книга двух Путей» является предшественницей «Книги Мертвых», появившейся в период Нового Царства, в которой также содержится подробное описание маршрутов через загробный мир.