Ученые назвали Россию возможным источником чумы в средневековой Европе

Эпидемия чумы, свирепствовавшая в Европе в XIV–XVIII веках, зародилась в Татарстане. К таким выводам пришли немецкие специалисты, изучавшие захоронения, найденные в 10 археологических памятниках Англии, Франции, Германии, России и Швейцарии.

GettyImages-1065506658.jpgiStock / Getty Images

Ученые исследовали человеческие останки и реконструировали 34 древних генома. Они определили эволюционные взаимосвязи между образцами и в результате анализа установили, что чумная палочка Yersinia pestis, «ответственная» за эпидемию в Европе, находится в захоронении под городом Лаишево (Татарстан).

Несмотря на полученные данные, находка не означает, что Поволжье было «точкой отсчета» смертоносной пандемии, подчеркивают эксперты. В Россию бактерию могли «завезти» из других стран Азии. За семь лет, с 1346 по 1353 год, чума уничтожила почти 60% населения Европы. До сих пор эту болезнь нельзя назвать делом прошлого. В 2010–2015 годах в мире, по данным Всемирной организации здравоохранения, было зафиксировано более трех тысяч случаев этого заболевания. И хотя инфекционисты научились его лечить, смертность от чумы до сих пор составляет 30–60%.