Российские ученые открыли новый вид бабочек на Тянь-Шане и Памире

16 сентября 2019

Младший научный сотрудник Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН Виталий Спицын открыл новый вид и новый подвид бабочек с Тянь-Шаня и Памира.

Российские ученые открыли новый вид бабочек на Тянь-Шане и Памире

В тянь-шаньском высокогорье Киргизии ученый обнаружил неизвестный науке вид бабочки, получивший название Eudiaphora tienshanensis (эудиафора тяньшаньская). В среднегорье Памира на территории Таджикистана энтомолог обнаружил новый подвид Eudiaphora turensis nozimdjoni (эудиафора нозимджона). Подвид был назван в честь местного жителя Нозимджона Махмудова за помощь во время экспедиции. Дальнейшие морфологические и генетические анализы образцов, выполненные в лабораториях федерального исследовательского центра, подтвердили, что ученый обнаружил совершенно новые вид и подвид бабочек.

«Поймать новый вид бабочки-медведицы в Средней Азии — большая удача. Этот регион был хорошо изучен, но, как оказалось, и там еще можно найти новые виды», — рассказывает Виталий Спицын.

Одной из задач экспедиции было изучение процессов эволюции, видообразования и фауногенеза в экстремальных горных экосистемах Азии, которые являются высотными аналогами Арктики. Условия в высокогорьях Памира для насекомых еще более суровые, чем в Арктике, однако фауна там богаче в десятки, если не в сотни раз.

«К примеру, за два века исследований фауны чешуекрылых (бабочек) Новой Земли ученые обнаружили всего 30 видов. За два дня в высокогорьях Памира, на высоте 4000 метров, мне удалось насчитать 100 видов бабочек, при этом условия в высокогорьях были намного экстремальнее, чем на том же Южном острове Новой Земли, где местами растут ивы по пояс. Этот пример нам наглядно показывает, что в Арктике видов мало не потому, что там холодно, а потому, что экосистемы в высоких широтах очень молодые. Таким образом, главный фактор фауногенеза и эволюции — время. Какими бы суровыми ни были условия, к ним можно приспособиться, если есть достаточно времени», — отметил Виталий Спицын.