Древние женщины кормили детей грудью до 5 лет

17 июля 2019

Предки человека оказались приверженцами долгого грудного вскармливания. К таким выводам пришла международная группа исследователей из Австралии, Германии и США.

Древние женщины кормили детей грудью до 5 лет

Ученые изучили структуру и химический состав зубов древних австралопитеков, проживавших в Африке около 2,5 миллиона лет назад. Останки обнаружили еще в прошлом столетии в пещере Стеркфонтейн на северо-востоке ЮАР. Дело в том, что относительно недавно ученые выяснили, что эмаль коренных зубов людей и животных представляет собой своеобразный «химический паспорт», отражающий в себе многие детали жизни их обладателя. Исследуя вещества, содержащиеся в эмали зубов, можно понять, где родился человек и в каких регионах страны он жил впоследствии, а также то, какой пищей он питался. В частности, молоко имеет в своем составе барий, постоянно накапливающийся в костных образованиях ребенка. Этот элемент показывает, как менялся рацион младенца, и по нему можно определить, когда мать перевела его на твердую пищу. После рождения содержание бария в зубах возрастает, а затем начинает падать и достигает минимального уровня, когда ребенок отказывается от груди.

Анализ останков австралопитеков показал, что наши древнейшие предки питались молоком матери так же долго, как и современные младенцы. Они постоянно пили молоко на протяжении как минимум девяти первых месяцев своей жизни и начинали переходить на другие источники пропитания лишь после первого дня рождения. Более того, юные австралопитеки могли периодически возвращаться к грудному молоку в последующие 4–5 лет жизни. Скорее всего, это происходило в тяжелые времена, когда пищи на всех не хватало.

Столь длительное грудное вскармливание указывает на прочную связь между древними женщинами и их младенцами, австралопитеки очень долго ухаживали за своим потомством и были привязаны к нему.