/**/
В Китае археологи обнаружили скелеты с яйцеголовыми черепами

Во время раскопок в китайской провинции Гирин ученые наткнулись на 25 необычных скелетов, у половины из которых сильно деформирован череп. Останки принадлежат как взрослым, так и детям. Возраст находок очень разный: самый «молодой» скелет датирован примерно 5 тысячами лет, в то время как самый «древний» — 12 тысячами лет.

• Zhang / American Journal of Physical Anthropology

В захоронении ребенка, имевшего вытянутый череп, археологи нашли керамические изделия и другие ценные артефакты. Рядом покоилась женщина, вместе с множеством украшений, сделанных из раковин. Археологи пришли к выводу, что странная форма черепа — это не природная аномалия, а преднамеренная модификация. Видимо, это признак того, что человек относился к высшим слоям общества. В такой практике нет ничего удивительного. В частности, ее использовали индейцы майя. Но выяснилось, что в Китае она зародилась на несколько тысячелетий раньше.

Ученые предполагают, что деформировали череп еще в младенческом возрасте, когда кости мягкие и пластичные. С этой целью голову заматывали тканью. Как отмечают авторы исследования, район, где обнаружили необычные скелеты, можно считать колыбелью для жителей не только Китая, но и Кореи, Японии и Сибири, а возможно даже и для Американского континента. Вместе с миграцией населения мог распространиться и культ деформированных черепов. Однако сами исследователи не спешат называть Восточную Азию родиной странной традиции. Возможно, к этой идее разные племена первобытных людей пришли независимо друг от друга.