Прорыв в трансплантации органов

25 января 2008 года, 11:43

Девочка из Австралии стала первым в мире человеком, организм которого поменял резус-фактор крови и воспринял чужую иммунную систему, передает агентство Reuters

15-летней Деми-Ли Бренан (Demi-Lee Brennan) сделали пересадку печени 6 лет назад, после того как отказала её собственная печень. После операции Деми-Ли принимала лекарства, призванные предотвратить отторжение нового органа её иммунной системой. Во время приема Лекарств Деми-Ли заболела и стволовые клетки из новой печени проникли в костный мозг девочки и вытеснили её собственные стволовые клетки, «захватив» таким образом её иммунную систему. В результате у Деми-Ли изменился резус-фактор, а необходимость в приеме лекарств, предотвращающих отторжение органа, полностью отпала: её иммунная система теперь полностью совпадает с иммунной системой её донора.

Врачи девочки называют случай Деми-Ли Бренан беспрецедентным, «единственным из 6 миллиардов». Если удастся понять механизм, по которому произошли эти изменения, это позволит сделать прорыв в трансплантации донорских органов. На данный момент врачи называют две причины чудесного изменения резус-фактора: молодость пациентки и пониженное на время болезни количество белых кровяных телец (лейкоцитов).

А ученые из США стали на шаг ближе к возможности полностью отказаться от приема лекарств, предотвращающих отторжение нового органа при пересадке почки, сообщает ВВС News со ссылкой на New England Journal of Medicine. Эти лекарства, они называются иммунодепрессивными, вызывают множество побочных эффектов, в том числе инфекционных заболеваний, повышают артериальное давление и уровень холестерина, а также повышают риск возникновения раковых заболеваний. В обоих случаях ученые делали ставку на изменение клеток костного мозга таким образом, чтобы они приблизились к костному мозгу донора.

«Вокруг Света» писал об ещё одном прорыве, связанном с трансплантацией органов. Ученые из университета Миннесоты (University of Minnesota) смогли заставить биться сердце крысы, умершей за несколько дней до этого события. Это открытие позволит ученым научиться выращивать сердце, пригодное для трансплантации человеку.