Раскрыт новый секрет Бермудского треугольника

22 мая 2019

Международная группа ученых раскрыла еще один секрет Бермудского треугольника. На этот раз речь идет не о таинственных кораблекрушениях, а о образовании островов. Изучая слои планеты глубоко под Бермудами, ученые открыли новый механизм формирования вулканов.

Бермудский треугольник

«Мы нашли новый способ образования вулканов», — говорит Эстебан Газель (Esteban Gazel) из Корнеллского университета. Ученые обнаружили свидетельства вулканического материала, поднимающегося из так называемой переходной зоны (зоны между верхней мантией и нижней мантией, находящейся в интервале глубин 410–670 километров). По словам ученых, впервые удалось найти доказательства, что вулканы могут образовываться из переходной зоны в мантии Земли.

Выводы основаны на анализе проб керна, отобранного на Бермудских островах в 1972 году. В течение последних нескольких десятилетий массивный цилиндр из породы и осадка хранились в Университете Дэлхаузи (Канада). Чтобы выяснить, откуда взялся древний вулканический материал острова, геологи проанализировали изотопы различных микроэлементов, а также количество воды и других летучих материалов.

Как и многие океанические вулканические острова, появление Бермудских островов традиционно объясняется образованием из мантийного плюма — струи горячего мантийного материала, поднимающейся от границы ядро-мантия с глубины около 2900 километров. Подобное, например, характерно для Гавайских вулканов. Международная группа ученых из США, Германии, Франции и России нашла альтернативное объяснение происхождению Бермудских островов.

Как сообщают участвовавшие в исследовании специалисты из ГЕОХИ РАН, комплексное геохимическое исследование горных пород выявило уникальное обогащение Бермудских лав элементами, типичными для наиболее легкоплавких компонентов (Rb, Ba, Th, U, Nb, Ta, La, Ce и H2O), а также радиогенным изотопом Pb206, который образуется в результате распада радиоактивного изотопа U238.

Данные свидетельствуют, что на источник бермудских лав повлиял расплав, поступивший из переходной зоны мантии на глубине от 410 до 660 километров. Обогащение этого расплава отдельными элементами было вызвано тем, что океаническая кора, попавшая в переходную зону не ранее, чем 650 миллионов лет назад, обеспечивала богатый летучими элементами расплав, который взаимодействовал с окружающей верхней мантией Атлантики.

Ныне дремлющий вулкан, который создал Бермудские острова, образовался после того, как возмущение в переходной зоне мантии вызвало подъем вещества, которое началось просачиваться к поверхности около 30 миллионов лет назад.