На Марсе обнаружили следы вулканической активности

15 февраля 2019

Специалисты из Университета Аризоны в Тусоне (США) обнаружили под южным полярным полюсом Марса следы извержений вулканов, активных в прошлом.

На Марсе обнаружили следы вулканической активности

В прошлом году ученые обнаружили в районе южного полюса Красной планеты крупное подледное озеро. Однако авторы открытия не объяснили, как могла образоваться жидкая вода. Авторы нового исследования предполагают, что существование под полярной шапкой воды в жидком виде возможно лишь при условии наличия подземного источника тепла. По мнению специалистов, около 300 тысяч лет назад под южным полюсом Марса образовалась магматическая камера, тепло которой растопило лед. В противном случае существование подо льдом воды в жидком виде невозможно, отмечают ученые.

Марс намного холоднее Земли, поэтому было неясно, какие именно условия должны обеспечить наличие жидкой воды. Авторы исследования проверили, могла ли привести к таянию соль, которая, как известно, значительно понижает температуру плавления льда. Однако физическое моделирование показало, что одной соли было бы недостаточно.

Тогда ученые предположили, что в недрах планеты должен существовать источник тепла. Вулканическая активность — это наиболее правдоподобное объяснение. Несколько сотен тысяч лет назад из недр планеты поднялась магма, которая не излилась на поверхность планеты (как при извержении вулкана), а скопилась в магматической камере под поверхностью. Постепенно камера начала остывать и выделять тепло, которое растопило лед у основания ледяного покрова. Скорее всего, магматическая камера до сих пор служит источником тепла.

Идея существования вулканической активности на Марсе не нова, но большинство ученых сходятся во мнении, что она прекратилась много миллионов лет назад. Однако наличие жидкой воды может означать, что вулканизм имел место в недавнем прошлом. Существует вероятность, что некоторые процессы в недрах планеты продолжаются по сей день.