Ulysses вытащили, Messenger увяз

16 января 2008 года, 19:00

Авария на автоматической исследовательской станции Ulysses лишила ученых возможности получить информацию с зонда Messenger, сообщает CNews.

14 января зонд Messenger прошел в 200 км от неисследованного полушария Меркурия. Связь с зондом должна происходить через станции дальней космической связи NASA, расположенные в Голдстоуне (США), Канберре (Австралия) и Мадриде (Испания). На каждой из станций находится одна полноповоротная антенна диаметром 70 м и две антенны апертурой 34 м.

Как сообщает NASA, 15 января 2008 года, когда зонд Ulysses находился в положении, подходящем для изучения приполярных областей Солнца, при проведении тестовой процедуры получить с него сообщение не удалось. Надо заметить, что именно в это время на Солнце были зафиксированы процессы, возможно, означающие начало нового 11-летнего цикла его активности.

Из-за аварии пришлось выделить 70-метровую антенну для связи с зондом Ulysses, а зонд Messenger, соответственно, лишился расчетного канала связи. Связь осуществлялась только при помощи 34-метровых антенн, мощности которых хватает для приема телеметрической информации, но не хватает для высокоскоростного приема научной. Однако существует вероятность, что информация на зонде сохранилась, так что этой ночью специалисты NASA должны были попытаться вновь установить связь с зондом при помощи 70-метровой антенны.

Обычно получение информации происходит следующим образом: вначале принимается одно случайным образом выбранное панхроматическое изображение, сделанное широкоугольной камерой с разрешением около 5 км/пиксель, после чего получается информация с научных приборов зонда, а уже в конце все прочие изображения.

14 января 2008 было сделано первое изображение доселе невиданной части Меркурия. Зонд Mariner 10, который исследовал планету в 1974-1975 годах, трижды пролетел мимо нее, однако смог сделать снимки менее чем половины Меркурия.