Забыть оказалось сложнее, чем запомнить

Забыть оказалось сложнее, чем запомнить

Психологи МГУ решили выяснить, возможно ли забыть какую-либо информацию волевым усилием. Совместно с коллегой из Германии российские специалисты выяснили, что в долгосрочной перспективе ментальная установка «забудь» действует одинаково эффективно с командой «запомнить». Обе установки способствуют лучшему запоминанию информации.

hx04142.jpgCAIA Image / Legion-Media.ru

Эксперимент с участием 166 студентов показал, что намеренно забыть сложнее, чем запомнить. Добровольцам раздали карточки с 12 парами слов. В каждой паре было одно слово на русском языке, а другое — на вымышленном. Испытуемые должны были выучить эти слова дома, а через 2 недели их попросили воспроизвести выученные пары слов на бумаге. Из 166 студентов с заданием справились 98: они успешно воспроизвели все 12 пар выученных слов и продолжили участие в эксперименте. Этим 98 испытуемым через неделю после первого теста ученые предъявляли русские слова из выученных пар, сопровождая их ментальными установками «забудь», «запомни», «повтори» (что означало произнести слово вслух 10 раз) или несложными арифметическими задачами.

Через 45 минут после второго этапа эксперимента, через месяц и через год ученые проверяли, насколько хорошо испытуемые воспроизводят выученные пары слов. Чтобы исключить проявления синдрома «хорошего испытуемого», экспериментаторы пообещали освободить от заполнения длинного опросника 25% студентов с лучшим результатом. После свободного воспроизведения слов из памяти испытуемым давали лист с исходными 12 парами слов и просили отметить, какую из ментальных установок им давали, предъявляя эти слова.

«При свободном воспроизведении пары, сопровождавшиеся командой "забыть", воспроизводились значительно хуже. То есть на активное воспроизведение команды действовали напрямую. Основной эффект был зафиксирован при тестировании узнавания. Через год, когда явно вспомнить псевдослова участники уже не могли и, конечно, не могли вспомнить, какие были команды, они одинаково хорошо узнавали псевдослова из условий "запомнить" и "забыть". В то же время псевдослова из условий "повторять" и "арифметика" узнавались хуже, — рассказала ведущий автор исследования, профессор кафедры общей психологии МГУ Вероника Нуркова. — Иными словами, любая попытка управлять своей памятью (запомнить или забыть — неважно) связана с усилением следа памяти».

Результаты эксперимента указывают на наличие в памяти двух возможно противодействующих процессов. С одной стороны, со временем память блокируется, а с другой — некоторые ментальные установки позволяют улучшить запоминание. Причем установка «забыть» могла ухудшать результаты свободного воспроизведения слов, но спустя год действовала как фактор, стимулирующий воспоминания.

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ