Нервы сошьют с помощью волос

11 января 2008 года, 18:39

Специалисты Медицинской школы Университета Вэйк Форест (Wake Forest University School of Medicine), штат Северная Каролина, США, пришли к выводу, что основой регенерации нервной ткани может стать протеин, обнаруженный в человеческих волосах, сообщает Newswise.

Это означает возможность создания нового лекарства для восстановления нервных волокон, если они разорваны в результате травмы. Доклад об открытии ученых опубликован в последнем выпуске журнала «Биоматериалы» (Biomaterials).

В ходе экспериментов над мышами ученые установили, что протеин кератин способствует ускорению регенерации нервной ткани и улучшает ее функцию по сравнению с существующими способами лечения.

Известное на сегодняшний день лечение включает микрохирургическую операцию, во время которой концы поврежденного нерва сшивают, используя при этом нервные волокна из другой части тела или соединяя их с помощью полой трубки так, чтобы нервные волокна могли расти внутри нее. Первый способ более эффективен, однако он подходит не всем, и, кроме того, при этом наносится травма другой части тела. Второй способ может использоваться только в том случае, если длина разрыва меньше трех или четырех сантиметров и если пациенту меньше 17 лет – после этого нервные волокна растут плохо.

Специалисты изучили влияние кератина на деятельность шванновских клеток, которые играют ключевую роль в восстановлении нервов. Эксперименты проводились на мышах, у которых вырезали 4 мм нерва, что весьма значительно, учитывая размер животного в целом. Ученые выделяли кератин из волос, собранных в парикмахерских, очищали его и затем кератиновым гелем заполняли трубку, помещенную между концами нервных волокон.

Через шесть недель нервы начали регенерировать у 100% животных с трубкой, заполненной кератиновым гелем, и только у 50% мышей с полым соединением. Кроме того, у «кератиновой группы» были быстрее и скорость роста нервных волокон и скорость передачи нервных импульсов. В целом результаты были сравнимы с результатами пересадки нервов, отмечает доктор наук Марк Ван Дайк (Mark Van Dyke), один из авторов исследования.

Кератиновый гель будет полезен и специалисты другого американского университета, которые научились возвращать способность двигаться мышам, парализованным из-за разрыва спинного мозга. Технология, применяемая сотрудниками Медицинской школы Дэвида Джеффена (David Geffen School of Medicine) при Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе (University of California at Los Angeles), состоит в прокладывании новых нервных путей в обход места разрыва.