Америку призывают гордиться телескопом

09 января 2008 года, 16:27

Ученые Американского космического агентства (NASA) вчера обнародовали детали подготовки миссии по обновлению космического телескопа Хаббл (Hubble Space Telescope, код миссии - STS-125), сообщает официальный сайт NASA. Телескоп находится на орбите Земли на расстоянии 350 миль над поверхностью планеты.

Полет с целью его реконструкции был запланирован на август 2008 года, но, вероятно, будет отложен до октября 2008 года из-за задержки, вызванной неполадками в шаттле «Атлантис» (Atlantis). Шаттл должны были отправить в космос еще в марте, потом отложили запуск на июнь, потом на декабрь. Но до сих пор корабль остается на земле.

Предполагается, что реконструкция телескопа обеспечит такие возможности исследовать Вселенную, каких до сих пор никогда у ученых не было. На зимней сессии Американского астрономического общества (AAS, American Astronomical Society) выступил Алан Стерн (Alan Stern), руководитель научных программ штаб-квартиры NASA (associate administrator for the Science Mission Directorate at NASA Headquarters), расположенной в Вашингтоне, США. Он заявил, что Хаббл является национальным проектом и каждый американец должен чувствовать гордость от его реализации.

У NASA есть и другие новости. Как сообщает сегодня Cibersecurity.ru, астрономы NASA сегодня также объявили о фиксации очень сильного гамма-всплеска, самого сильного из отмеченных ранее. Гамма-лучи, напоминают ученые, являются наиболее жестким и энергетически активным видом электромагнитного излучения. Выбросы гамма-лучей происходят в результате взрыва звезд, от активности черных дыр или в результате коллапса нейтронных звезд и магнетаров. Продолжительность всплесков – от нескольких микросекунд до минуты. За это время может выделяться энергия, равная массе покоя Солнца. Длинные гамма-всплески происходят при превращении очень крупной звезды в черную дыру, короткие – от взаимодействия более мелких объектов, например, при столкновении нейтронных звезд.

Нынешняя вспышка, зафиксированная космическим аппаратом SWIFT, относится ко второй категории. На расстоянии 7,4 млрд световых лет от Земли столкнулись две крупные нейтронные звезды. Они превратились в одну, после чего новообразованный объект стал слишком тяжел для нейтронных звезд и коллапсировал в черную дыру, выбросив при этом невероятно большой объем энергии в виде гамма-лучей. Впервые всплеск, получивший классификационный номер GRB 070714B, был обнаружен 14 июля 2007 года. По данным анализа, всплеск длился около 3 секунд и за это время был выброшен объем энергии, превышающей все энергетические запасы нашего Солнца, расходуемые на протяжении 5 млрд лет для обогрева планет.

Исследовательский зонд SWIFT, запущенный в 2004 году, стал источником информации, легшей в основу самого последнего открытия, - выявления нового способа идентификации черных дыр.