Розетта устроит Марсу фотосессию

23 февраля 2007 года, 10:54

Космический аппарат Розетта (Rosetta), запущенный 2 марта 2004 года к комете Чурюмова-Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko), в ближайшее время пролетит мимо Марса и поможет ученым выяснить, если ли вокруг красной планеты кольцо из пыли, сообщила вчера английская служба BBC. Гравитационное поле Марса поможет Розетте набрать необходимую скорость, чтобы продолжить свой путь к комете.

Розетта, названная так по камню с древнеегипетским текстом-билингвой, который помог расшифровать значение древнеегипетских иероглифов, стартовала в 2004 году с космодрома Куру (Kourou) во Французской Гвиане. К комете аппарат должен прибыть в 2014-2015 годах.

Разработчик космического аппарата Хорст Эве Келлер (Horst Ewe Keller) сообщил, что Розетта будет пролетать всего лишь в 250 км от Марса. С помощью камер с высоким разрешением и прочей исследовательской аппаратуры космический корабль сможет сделать серию необходимых ученым снимков. Уже завтра, 24 февраля, аппаратура корабля сможет зафиксировать момент выхода марсианской луны Фобоса из-за Марса. Наблюдение продлится около двух часов.

Господин Келлер добавил, что марсианское кольцо пыли предположительно образовалось из-за двух спутников планеты, Фобоса и Деймоса, проходящих по очень низкой орбите. Специалисты надеются, что Розетта сможет подтвердить или опровергнуть эту теорию. Ответ на этот вопрос почти дал космический телескоп Hubble. Но чтобы получить точные данные, необходимо более мощное оборудование, которым и обладает Розетта.

Приблизившись к Марсу, Розетта будет лететь со скоростью 10,1 км/с. В течение 25 мин. аппарат будет находиться в тени Марса, поэтому не сможет получать энергию с помощью своих солнечных батарей. Из-за этого ученые не смогут проводить дальнейшие исследования в течение следующих трех часов.

Кроме того что специалисты получат прекрасную возможность увидеть Марс вблизи, они также смогут протестировать оборудование на Розетте и убедиться, что все функционирует нормально, прежде чем аппарат продолжит путь к своей цели. Миссия Розетты заключается в получении пробы льда с кометы Чурюмова-Герасименко. Считается, что кометы на 80% состоят из воды. Розетта с помощью спускаемого на комету модуля проверит, сколько дейтерия (тяжелой формы водорода) содержится во льду кометы. Это может помочь ученым проверить теорию, согласно которой вода на земле появилась после многочисленных столкновений Земли с кометами в ранней стадии развития.

После высадки на комете космический аппарат будет сопровождать ее в течение года с лишним в ее полете вокруг Солнца. В 2008 году Розетта достигнет астероида 2867-Steins, размер которого - несколько километров в диаметре. Оборудование на Розетте позволит измерить вес и плотность астероида. В 2010 году аппарату предстоит сделать то же самое с астероидом 21-Lutetia, диаметр которого составляет 100 км. Помимо передачи изображений, аппарат сможет выявить состав и температуру поверхности, а также найти частицы газа и пыли. Эти полеты очень важны для специалистов, - у них недостаточно данных об астероидах, которые редко удается наблюдать близко.

Полет Розетты - самая многообещающая миссия из предпринимавшихся до сих пор. В отличие от других кораблей, Розетта работает на солнечных батареях, а не на радиоизотопных термогенераторах. Габариты аппарата составляют 2,8х2,1х2,0 м, не считая две 14-метровые панели с солнечными батареями. Вес аппарата - примерно 3 тыс. кг, включая 1670 кг ракетного топлива, 165 кг полезного груза и 100 кг спускаемого модуля.