Названы животные, у которых есть «институт бабушек»

29 августа 2018

Ученые обнаружили, что белухи и нарвалы проходят через период менопаузы. Ранее считалось, что, помимо человека, это свойственно самкам косаток и черных дельфинов (гринд). Женские особи продолжают жить в течение многих лет после того, как теряют способность к зачатию.

Названы животные, у которых есть «институт бабушек»

Большинство животных способны обзаводиться потомством на протяжении всей жизни. Ученые задались вопросом, почему некоторые виды потеряли эту способность в ходе эволюции. Биологи из Университета Эксетера (Великобритания) изучили анатомические особенности 16 видов китообразных и обнаружили прекращение функции яичников у пожилых самок белух и нарвалов. По мнению исследователей, не исключено, что у этих млекопитающих складывается своего рода «институт бабушек»: пожилые самки живут вместе с детьми и внуками и помогают «воспитывать» молодняк.

Ученые предполагают, что у различных видов китообразных менопауза появилась независимо друг от друга. С точки зрения эволюции подобное состояние весьма оправданно. В частности, косатки отказываются обзаводиться «поздними детьми», поскольку потомство сопровождает родителей всю жизнь. Таким образом, менопауза помогает сдержать численность группы и снизить конкуренцию. Как отмечают ученые, лишенные возможности продолжать род пожилые самки приносят большую пользу своим внукам. Например, они помогают обучать потомство добывать еду.