Нужно ли учить детей самоконтролю

Ученые из Нью-Йоркского университета (США) повторили знаменитый «зефирный эксперимент» (Stanford marshmallow experiment), чтобы выяснить, действительно ли самоконтроль в детстве может предсказать успех человека в будущей жизни.

Впервые «зефирный эксперимент» был проведен американским психологом Уолтером Мишелом (Walter Mischel) в конце 1960-х годов. Дети сталкивались с дилеммой: получить небольшое сладкое вознаграждение сразу или подождать 15 минут, чтобы получить в два раза больше сладостей. Исследователи намеренно оставляли детей наедине с зефиром и печеньем, чтобы узнать, смогут ли они удержаться от соблазна. Как показал эксперимент, отличавшиеся чувством самоконтроля и выдержкой дети становились более благополучными и успешными во взрослой жизни.

Однако в новом исследовании на выборке из 918 человек психологи опровергают ранее полученные результаты. По мнению специалистов, с помощью «зефирного эксперимента» нельзя предсказать долгосрочные когнитивные и поведенческие последствия. В новом исследовании психологи действительно выявили небольшую корреляцию между способностью противостоять искушению и успехами в математике и чтении. Однако взаимосвязь была слишком незначительна и исчезла, после того как исследователи стали учитывать окружающую ребенка обстановку (например, особенности воспитания).

По мнению авторов исследования, не существует достаточных оснований считать, что умение контролировать себя во время проведения эксперимента как-то связано с успехами в дальнейшей жизни. Одно лишь обучение маленьких детей самоконтролю попросту неэффективно.

«"Натаскивание" ребенка откладывать удовольствия, при этом не меняя более общие познавательные и поведенческие способности, вероятно, будет иметь очень малые последствия для будущей жизни», — считает автор исследования Тайлер Уоттс (Tyler Watts). Исследователи не утверждают, что воспитание самоконтроля абсолютно бесполезно, но считают, что не стоит уделять этому чрезмерное внимание.