Генная терапия вызвала лейкоз

19 декабря 2007 года, 10:59

Один из детей, проходивших лечение от врожденного сочетанного иммунодефицита (X-SCID) в госпитале Ормонд Стрит (Great Ormond Street), Лондон, Великобритания, заболел лейкемией, передает BBC News. Имя ребенка не называется, однако известно, что ему три года, а его лечение с помощью генной терапии было завершено два года назад.

Врожденный сочетанный иммунодефицит вызывается мутацией гена IL2RG. Белок, структура которого определяется этим геном, играет центральную роль в стимулировании роста клеток иммунной системы, и отсутствие нормальной версии этого белка делает больных полностью беззащитными перед любыми инфекциями. Такие дети вынуждены жить в абсолютной стерильности, «под колпаком» инкубатора.

Попытки лечения врожденного иммунодефицита с помощью замены больного гена на здоровый предпринимались и раньше. Во Франции попытка применения генной терапии при лечении детей, больных врожденным сочетанным иммунодефицитом, привела к развитию лейкемии у трех из 10 больных. Один ребенок впоследствии скончался. А в ходе эксперимента, проведенного сотрудниками института Солка (Salk Institute for Biological Studies) в Калифорнии, США, нормальная версия гена IL2RG вводилась тем же способом, который был использован французскими учеными, но не людям, а лабораторным мышам. В результате лейкемия развилась у трети подопытных животных. Тогда американские ученые высказали предположение, что развитие лейкемии может быть вызвано повреждениями соседних участков ДНК при внедрении в геном нового гена. Однако ученые из госпиталя Ормонд Стрит поставили под сомнение выводы своих американских коллег. Они считали, что лейкемия может быть вызвана избыточными дозами генетического материала, который вводился подопытным животным. Теперь же с развитием лейкемии у пациентов столкнулись и они.

«Вокруг Света» писал об успехах ученых в области генной терапии. Значительных успехов достигли американские ученые в лечении с помощью генной терапии заболеваний мозга, в том числе болезни Паркинсона. Генная терапия также открывает большие перспективы в лечении рака. Недавно был идентифицирован ряд генов, способных не только предотвратить раковые заболевания, но также замедлить процессы старения у червей. Также было установлено, что носителями снижающего риск развития рака гена B-MYB является до 40% населения Земли. А ученые Школы медицины при Университете штата Кентукки (Kentucky University’s College of Medicine), США, вывели мышь, которая обладает устойчивостью ко всем формам раковых заболеваний.

Между тем ученые из Калифорнийского университета (University of California) в Сан-Диего, США, установили, что недостаток солнечного света может быть одним из существенных факторов, влияющих на развитие рака легких, передает BBC News со ссылкой на «Журнал эпидемиологии и общественного здоровья» (Journal of Epidemiology and Community Health).