Открыто новое свойство магнитного железняка

18 декабря 2007 года, 19:47

Группа специалистов Райсовского университета (Rice University), Хьюстон (Huston), штат Техас, США, под руководством Дуга Нэйтелсона (Doug Natelson), доцента кафедры физики и астрономии, и ведущего исследователя, придала электропроводящие свойства при низких температурах одному из самых давно открытых и наиболее изученных минералов – магнитного железняка, сообщает EurekAlert

Магнетит (Fe3O4) – один из видов железной руды. Расположение атомов в узлах кристаллической решетки (на 3 атома железа приходится 4 атома кислорода) определяет отличительные магнитные и электрические свойства. Магнитные свойства магнитного железняка были зафиксированы в китайских источниках еще два тысячи лет назад, в III веке до н.э.китайские моряки плавали с магнетитом в качестве компаса.  Что касается электропроводящих свойств минерала, то 60 лет назад было установлено, что при низких температурах они быстро и радикально меняются. Ранее при охлаждении ниже критической температуры в - 250F (-156С), магнетит превращался в изолятор.

Теперь, прикладывая наночастицы магнетита к источнику тока и меняя напряжение, исследователи смогли охладить его до -250F и превратить обратно из изолятора в проводник. Результаты работы ученых будут опубликованы в февральском номере Nature Materials.

В ближайшем будущем они продолжат эскперименты с наночастицами магнетита, чтобы ответить на вопрос, почему при понижении напряжения в определенный момент минерал превращается обратно в изолятор.