Раскрыты подробности происхождения Дороги Гигантов

Вулканологам из Ливерпульского университета (Великобритания) впервые удалось воспроизвести химические процессы, которые привели к созданию легендарной Дороги Гигантов в Северной Ирландии. Поражающие воображение тысячи базальтовых колонн образовались из-за извержения вулкана примерно 50–60 миллионов лет назад, однако долгое время ученые не могли в полной мере объяснить, как происходил этот процесс.

Education Images / Contributor / Getty Images

Чтобы разобраться в ситуации, ученые нагревали базальтовые колонны, извлеченные из исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль. Эксперименты в лаборатории показали, что для образования колонн необходимо воздействие лавы определенной температуры: 840–890 ºС. Расплавленный базальт образовал лавовое озеро, которое при охлаждении «раскололось» на тысячи колонн.

Подобные процессы происходили и в других точках земного шара. Например, так появились Дьявольские Столбы (Devils Postpile) в штате Калифорния, США. Высота колонн зависит от скорости остывания вулканической породы: быстрое охлаждение создает меньшие по высоте столбики.