Алтай требует устроить космический субботник

Власти республики Алтай намерены обратиться в Федеральное космическое агентство (Роскосмос) с просьбой очистить территорию региона от космического мусора. По информации РИА "Новости", такое решение было принято вчера на заседании межведомственной комиссии по экологической безопасности.

После того как в течение последних 50 лет территория республики активно использовалась в качестве полигона, более четвертой части ее площади оказалось покрыто упавшими фрагментами ракетоносителей. По подсчетам алтайских властей, это около 2 тыс. т металла. В зоне загрязнения находится более 30 населенных пунктов. В ближайшее время планируется подготовить точную карту расположения космического мусора. Затем этот документ будет направлен в Роскосмос, чтобы в дальнейшем предметно обсуждать очистку пострадавших зон.

Свои претензии к космическому ведомству руководители Алтая объясняют следующим образом: по словам чиновников, предусмотренных правительством России компенсационных выплат не хватает для того, чтобы провести комплексную очистку региона, а проблема, особенно острая в свете превращения Алтая в туристический регион, остается нерешенной. Именно поэтому власти приняли решение вступить в диалог с непосредственным виновником загрязнения и избавляться от мусора по возможности общими силами.

От отходов космической деятельности страдает не только земная поверхность, но и пространство вокруг нашей планеты. По данным NASA, на околоземной орбите постепенно образуется настоящая мусорная свалка. Постоянно сталкиваясь и дробясь на более мелкие части, обломки орбитальных станций и ракетоносителей умножают количество мусора. Хуже всего в диапазоне высот от 900 до 1000 км, где обращаются в основном навигационные спутники. Но и на уровне 400 км, где летают пилотируемые аппараты, ситуация также оставляет желать лучшего.

Подсчитано, что если сейчас человечество совсем прекратит запускать на орбиту космические аппараты, то к 2055 году только за счет фрагментации уже имеющихся в околоземном пространстве объектов искусственного происхождения свалка размножится настолько, что поставит под сомнение возможность безопасных полетов в космос вообще.

Сейчас, чтобы не засорять космос дальше, владельцы спутников и космических кораблей по окончании срока эксплуатации стараются обеспечить практически полное их сгорание в атмосфере. При этом нужно предварительно слить из агрегатов топливо – в противном случае они могут взорваться, создав целое облако мелких, трудно обнаруживаемых и потому особенно опасных осколков.

Китайские власти недавно создали прецедент, опробовав так называемое противоспутниковое оружие и уничтожив один из своих спутников. Его обломки, число самых крупных из которых превышает 500 шт., до сих пор угрожают работающим в космосе агрегатам.