Грааль будут искать на Луне

12 декабря 2007 года, 14:13

В начале декабря на совещании в Американском геофизическом союзе (American Geophysical Union) NASA объявило о начале новой программы по исследованию Луны, сообщает CNews

Проект GRAIL (Gravity Recovery and Interior Laboratory) стоимостью в $375 млн начнет работу в 2011 году и будет осуществлен в рамках программы Discovery. Разработанный на основе аналогичного проекта по иследованию гравитационного поля Земли (GRACE, Gravity Recovery and Climate Experiment), он позволит исследовать особенности гравитационного поля Луны и создать модель ее внутреннего строения. Кроме того, в рамках проекта ученые рассчитывают прояснить вопрос о геологической истории естественного спутника Земли. Для решения этих задач на окололунную орбиту будут выведены два аппарата, изучение изменений взаимного положения которых и эволюции параметров их орбит со временем позволит за несколько месяцев создать карту гравитационного поля Луны высокой точности. В дальнейшем аналогичные технологии планируется использовать при исследовании гравитационных полей Марса и других небесных тел.

GRAIL — не единственный проект, который предполагает реализовать NASA для исследования Луны. В 2008 году на орбиту Луны должен выйти автоматический аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO). Зонд рассчитан на работу в течение года и позволит осуществить селекцию предполагаемых районов для посадки на Луну автоматических аппаратов и пилотируемых кораблей, а также составить представление о радиационной обстановке на орбите Луны.

Параллельно c проектом GRAIL к изучению загадочного спутника Земли приступит аппарат Lunar Crater Observation and Sensing Satellite. Предполагается проведение ударного эксперимента в области Южного полюса Луны — это позволит изучить характер её поверхности и проверить гипотезу о наличии на Луне льда.

Тем временем конкуренцию космическим проектам США пытается составить Китай. Вчера стало известно, что китайский лунный спутник «Чан Э-1» приступил к съемкам обратной стороны Луны. Большая часть снимков, отснятых CCD-камерами зонда, в том числе трехмерные карты, карты возвышенностей, топографические карты ряда регионов Луны и некоторые другие данные, уже опубликованы. Администраторы миссии подчеркивают, что для того, чтобы масштабно использовать и изучать все полученные со спутника данные, они будут открыты как для ученых, так и для любителей астрономии по всей стране. А в 2012 году Китай планирует осуществить посадку автоматического зонда на Луну. Кроме того, в октябре 2009 года планируется запуск первого китайского зонда для исследования Марса.

Напомним, что вокруг Луны уже вращается японский лунный зонд «Селена», также стремящийся пролить свет на происхождение и историю формирования Луны. Еще один масштабный проект по изучению Луны планирует в 2010 году начать Великобритания.