Северное сияние изучат со спутников

Вчера НАСА (NASA), США, сообщила о запуске пяти научных спутников. Они выведены на орбиту в рамках программы THEMIS (Time History of Events and Macroscale Interactions during Substorms) по изучению северных сияний. Средством доставки на орбиту стала ракета-носитель "Дельта-2" (Delta-II), стартовавшая с космодрома на мысе Канаверал (Canaveral), штат Флорида, 18 февраля.

Из-за неблагоприятных погодных условий долгожданный запуск "Дельты-2" запуск откладывался дважды. Последний раз это произошло за сутки до старта из-за сильного ветра в верхних слоях земной атмосферы.

В рамках программы THEMIS с помощью спутников ученые планируют выявить причины интенсивных цветовых изменений полярного сияния и его рассеивания в атмосфере Земли. Это поможет понять, как защитные свойства магнитосферы и верхних слоев атмосферы влияют на вызывающий геомагнитные бури "солнечный ветер" (поток заряженных частиц от Солнца), пишет РИА "Новости".

Специалисты Европейского космического агентства (ESA), в свою очередь, выяснили, что масштабы этого взаимодействия достаточно велики. Вызванные "солнечным ветром" колебания магнитного поля, которые спутники ESA зафиксировали в апреле прошлого года, охватывают область размером 30 тыс. кв.км.

Чуть позже было установлено, что при столкновении с магнитосферой Земли плазма, составляющая "солнечный ветер", начинает пузыриться. Пузыри, возникающие в плазме, представляют собой зоны пониженного давления, заполненные веществом, плотность которого в десять раз меньше плотности окружающей среды, но температура которого повышается со 100 тыс. до 10 млн градусов. Живут они всего 10 сек., раздуваясь до десяти тыс. км, а затем лопаясь.

В этом году НАСА планирует запустить еще четыре спутника, в том числе AIM (Aeronomy of Ice in the Mesosphere), которому предстоит наблюдать за серебристыми облаками. Его старт, намеченный ранее на декабрь 2006 года, был отложен до нынешней весны.