Шимпанзе победили студентов

04 декабря 2007 года, 10:37

В ходе тестов на память, которые провели ученые из Киотского университета (Kyoto University), Япония, молодые шимпанзе продемонстрировали лучшие результаты, чем студенты университета, сообщает BBC Russian. Исследование, результаты которого опубликованы в журнале Current Biology, показывает, что наука недооценивала степень разумности ближайших родственников человека, ибо считала, что в вопросах памяти и других умственных задач человек значительно опережает шимпанзе.

В эксперименте участвовали шесть шимпанзе — три матери и три пятилетних детеныша — и студенты университета. Обезьяны были заранее обучены располагать по возрастанию цифры от одного до девяти. В ходе исследования каждому из его участников демонстрировали цифры на мониторе, реагирующем на прикосновение. Затем цифры заменялись пустыми квадратами, и участник эксперимента должен был вспомнить, какой номер находился на каком месте — и притронуться к соответствующему квадрату. На первом этапе эксперимента было установлено, что юные шимпанзе запоминают последовательности не только лучше, чем их матери, но даже лучше и быстрее, чем студенты. Второй этап должен был выявить какой промежуток времени необходим обезьянам, чтобы запомнить изображенное на экране. Выяснилось, что если сократить время на запоминаие картинки до минимума — 210 миллисекунд, — юные шимпанзе восстанавливают порядок цифр на 40% точнее, чем их соперники-студенты.

Столь короткое время, объясняют ученые, не позволяет как следует пробежаться глазами по экрану, то есть повторить действие, которое мы всегда выполняем, когда читаем. Это означает, что молодые шимпанзе используют фотографическую память, позволяющую им буквально с одного взгляда запоминать комплексные, узорные изображения. По мнению автора исследования Тетсуро Матсузава (Tetsuro Matsuzawa), победу человекообразных можно объяснить тем, что предки человека при эволюции частично утратили способности к кратковременной памяти, и место, предназначенное для них в головном мозге, заняли речевые навыки. Вторым решающим фактором является молодость шимпанзе. Память, которая требуется для победы в этой незамысловатой компьютерной игре, лучше развита у детей, чем у взрослых. Поэтому, как сообщил Матсузава, шимпанзе-матери не могли выиграть у студентов. Теперь ученые планируют организовать состязание между шимпанзе и маленькими детьми.

«Вокруг Света» писал об исследовании, сравнивающем когнитивные способности детей от года до двух со способностями шимпанзе и орангутангов. Тогда ученые установили, что дети умеют учиться у своего окружения лучше, чем обезьяны.