Ученые открыли новый тип звезды

22 ноября 2007 года, 18:15

Специалисты университета Аризоны (University of Arizona), США, выделили восемь необычных экземпляров выгоревших небесных тел в нашей галактике, считавшихся белыми карликами, в отдельную категорию звезд, сообщает Reuters.

Белые карлики – последняя стадия эволюции 97% звезд в нашей Вселенной, включая Солнце. В конце эволюционной дороги термоядерные реакции звезды прекращаются, она сбрасывает внешние слои, и от нее остается только маленькое, тусклое, сверхплотное ядро, состоящее из углерода и кислорода с добавками водорода или гелия. Обычно белые карлики имеют массу равную массе Солнца, но по размеру - немногим больше Земли. Более массивные звезды в конце жизни приводят к вспышкам сверхновых и превращаются в черные дыры и нейтронные звезды.

Ранее белые карлики делили на две категории по типу атмосферы – с большим содержанием водорода и с большим содержанием гелия. Однако, как выяснили астрономы, эти белые карлики обладают атмосферой с большим содержанием углерода с малым количеством водорода или гелия, или вообще без них. По мнению ученых, они могли сформироваться из звезд намного более массивных, чем солнце, но недостаточно массивных, чтобы вызвать взрыв сверхновой. Это совершенно новый тип звезды, говорит астрофизик Патрик Дюфур (Patrick Dufour).

Восемь загадочных белых карликов расположены в нашей галактике на расстоянии в 1000-1200 световых лет (16 трлн км) от Земли.

По словам Патрика Дюфура, ученым известна по крайней мере пара других белых карликов, которые могли бы подойти к этой категории. Они входят в число 10 тыс. тех новых белых карликов, которые были идентифицированы в процессе недавнего исследования.

Новые звезды могли эволюционировать подобно уникальной звезде H1504+65, считают ученые. Эта звезда была открыта в 2004 году. Ее исследования с помощью двух космических телескопов - рентгеновского Chandra и ультрафиолетового FUSE - показали, что эта звезда совсем недавно (около 100 лет назад) выжгла все свое топливо в термоядерной реакции и вместе со внешними слоями отбросила в окружающее пространство весь водород и почти весь гелий. Это – первый белый карлик, ядро которого состоит почти из одних только углерода и кислорода. Температура поверхности звезды составляет 200 тыс. градусов (поверхностная температура Солнца - 5 тыс. градусов).