Стволовые клетки из кожи

21 ноября 2007 года, 10:27

Ученые из университета Киото (Kyoto University), Япония, и из университета Висконсин (University of Wisconsin-Madison), США, практически одновременно объявили о прорыве в области регенетиативной медицины, передает агентство Reuters.

Впервые удалось воссоздать стволовые клетки из клеток человеческой кожи, что открывает перед учеными те же возможности, что и при работе с эмбриональными стволовыми клетками, но без связанных с клонированием человеческих эмбрионов этических проблем. Отчет о работе японских ученых под руководством профессора Синья Яманака (Shinya Yamanaka) был опубликован во вторник в журнале Cell, а данные об эксперименте, проведенном американской группой под руководством Джеймса Томсона (James Thomson), должна появиться в журнале Science завтра, 22 ноября.

Обе группы ученых использовали набор из 4 генов, с помощью которого они изменяли клетки кожи (фибробласты), превращая их в новые «превращенные многофункциональные стволовые клетки» (induced pluripotent stem cells, iPS). Еще в прошлом году Синья Яманака объявил о том, что ему удалось превратить кожные клетки мыши в стволовые клетки, теперь же этот метод применили к человеческим клеткам и достигли потрясающих результатов — iPS человека затем превратили к клетки человеческого сердца, которые стали биться в унисон.

Ученые подчеркивают, что новые клетки пока нельзя использовать в практической медицине. Основная трудность заключается в том, что для переноса дополнительных генов в клетки кожи используется специальный ретровирус, и не исключено, что этот вирус может вызвать генетические мутации, приводящие к развитию рака или другим нежелательным побочным эффектам. C другой стороны, если эти трудности удастся преодолеть, можно будет создавать клетки, индивидуально подходящие пациентам, не опасаясь возникновения имунной несовместимости, а также создавать специфические стволовые клетки для отдельных болезней, что позволит выявить подлинные причины, их вызывающие.

Новая технология уже находит своих последователей в научной среде. Так, в конце прошлой недели профессор Йен Уилмут (Ian Wilmut) из Эдинбургского университета (Edinburgh University), Великобритания, который в свое время клонировал овцу Долли, объявил, что отказывается от эмбрионального клонирования в пользу методики профессора Яманаки.