ESA продлило миссию "Улисса"

19 ноября 2007 года, 16:38

Европейское космическое агентство (ESA) продлило миссию летательного аппарата «Улисс» (Ulysses) на год, до марта 2009 года, сообщает SpaceRef.com.

Аппарат был запущен в октябре 1990 года для наблюдений за солнечной системой выше орбитальной плоскости планет. Нынешнее продление миссии – четвертое за всю историю совместной программы ESA и американского космического агентства NASA.

Траектория полета аппарата была спроектирована таким образом, чтобы «Улисс» пролетел мимо Юпитера. Непосредственное выведение аппарата на околосолнечную полярную орбиту потребовало бы слишком больших затрат топлива, поэтому был использован гравитационный маневр в поле притяжения планеты, что позволило попутно получить ценные сведения о Юпитере.

C мая по сентябрь 1994 года «Улисс» проводил измерения над южным полюсом Солнца, а затем подлетел к звезде со стороны северного полюса (май-сентябрь 1995 года), исследовав ее в период минимума активности.

Следующее прохождение полярных областей Солнца пришлось на сентябрь-декабрь 2000 года (южный полюс) и 2001 год (северный полюс). Оно совершалось в период солнечного максимума, что позволило учеными получить данные о полном солнечном цикле. В числе неожиданных научных результатов оказался и тот факт, что южный полюс Солнца не имеет фиксированного положения.

В начале нынешнего года «Улисс» вновь прошел над южным полюсом, позволив ученым установить, что один из полюсов Солнца холоднее другого, и разница в температурах достигает 7-8%. Сейчас аппарат приближается к северному полюсу, прохождение которого началось около двух недель назад и будет завершено к марту 2008 года.