Создатель овцы Долли больше не клонирует эмбрионы

19 ноября 2007 года, 14:05

Профессор Йен Уилмут (Ian Wilmut) из Эдинбургского университета (Edinburgh University), Великобритания, один из создателей овцы Долли, объявил о прекращении экспериментов по созданию человеческих эмбрионов для получения стволовых клеток, пишет BBC News.

По мнению профессора, к созданию способов лечения от серьезных болезней может привести альтернативный метод, разработанный группой ученых под руководством Синья Яманака (Shinya Yamanaka) из Университета Киото (Kyoto University), Япония. Он позволяет выделять стволовые клетки из фрагментов кожи: клетки взрослого организма генетически модифицируются так, что приобретают способность дифференцироваться, как стволовые клетки. Таким образом, нужда в эмбрионах, поднимающих волну этических споров, отпадает.

Доклад о работе японских ученых должен быть опубликован в научном журнале во вторник. Несмотря на то, что эти эксперименты проводились лишь на мышах, команда Уилмута решила обратиться к новому методу коллег из Киото. Конечная цель новой работы шотландских ученых - выращивание новых тканей для изношенных человеческих органов.

Прежде чем японский метод можно будет использовать для трансплантаций, нужно решить ряд проблем: сейчас пересаженные ткани нестабильны и имеют повышенный риск образования раковых опухолей. По мнению профессора Уилмута, для того, чтобы улучшить новую технику и сделать ее более приемлемой альтернативой клонированию эмбрионов в медицинских целях, понадобится пять лет.

Появление на свет в 1996 году овцы Долли стало научной сенсацией конца XX века. Для ее клонирования был использован перенос ядра соматической клетки (somatic cell nuclear transfer, SCNT), при котором ядро яйцеклетки удалялось и заменялось ядром клетки, взятой от взрослого животного (в данном случае – шестилетнего). Затем яйцеклетку стимулировали химическими веществами и электрическими разрядами, побуждая ее к делению. В 2001 году у Долли развился артрит, характерный для овец преклонного возраста, а в 2003 году ученым пришлось усыпить животное в связи с прогрессирующим заболеванием легких. По одной из версий, Долли, прожившая вдвое меньше, чем обычные овцы, скончалась из-за преждевременного старения клеток.

Вслед за Долли были клонированы мыши, свиньи, кошки, коровы, собаки. На днях группа американских ученых объявила о том, что ей удалось выделить стволовые клетки из клонированных эмбрионов приматов.