Американские ученые близки к клонированию человека

14 ноября 2007 года, 18:51

Группа специалистов из Университета здоровья штата Орегон в Бивертоне (Oregon Health and Science University in Beaverton), США, под руководством Шухрата Миталипова (Shoukhrat Mitalipov) клонировали эмбрионы приматов и выделили из них стволовые клетки, сообщает AFP. Ученые надеются, что созданные ими эмбрионы резус-макак помогут разработать технику клонирования человеческих клеток для использования их в медицинских целях.

Американские специалисты, о работе которых подробно рассказывается в журнале Nature, воспользовались традиционными методами клонирования. При создании в 1996 году овечки Долли был использован так называемый перенос ядра соматической клетки (somatic cell nuclear transfer, SCNT), при котором ядро яйцеклетки удалялось и заменялось ядром клетки, взятой от взрослого животного. Затем яйцеклетку стимулировали химическими веществами и электрическими разрядами, побуждая ее к делению. За Долли последовали мыши, свиньи, кошки, коровы, собаки, однако клонировать приматов пока не удавалось: клетки получали непоправимые повреждения.

Работа над клонированием приматов вызывает многочисленные этические споры относительно того, что подобные изыскания приведут к клонированию людей вообще, а не только клеток. Американские ученые утверждают, что в данном случае речь идет вовсе не о репродуктивном клонировании, целью которого является ребенок, а о терапевтическом клонировании, в результате которого создаются лишь стволовые клетки для целей замещения больных или поврежденных органов.

Стволовые клетки могут развиваться в любой тип ткани организма, а эмбриональные стволовые клетки обладают самой высокой способностью к дифференциации в различные ткани. Однако клетки, пересаженные от донора, могут быть атакованы собственной иммунной системой пациента. Создавая стволовые клетки с его собственной ДНК, ученые намерены избежать риска отторжения трансплантантов.

Группа Миталипова выделила 304 незрелых яйцеклетки (ооцита) у 14 женских особей резус-макак. Донорские ядра ученые взяли из клеток кожи взрослых обезьян-самцов, находящихся в университетском Национальном центре по исследованию приматов (National Primate Research Center). В итоге переноса ядер соматических клеток получилось 35 бластоцитов, эмбрионов на ранней стадии развития. Затем из них были выделены две линии самостоятельно делящихся эмбриональных стволовых клеток.

По словам Хелен Уоллес (Helen Wallace), сотрудника британской организации Genewatch, по мониторингу в области биотехнологий, эта техника требует слишком большого количества яйцеклеток по сравнению с малым числом клонированных эмбрионов в результате. Кроме того, напоминает она, множество клонированных животных рождается с дефектами и умирает преждевременно.

В 2004 году южнокорейский ученый Хван У Сук (Hwang Woo-suk) заявил о создании 30 клонированных человеческих эмбрионов и выделении из них стволовых клеток, однако позднее выяснилось, что эти данные были сфальсифицированы.

Клонированные человеческие эмбрионы были созданы также в Университете Ньюкасла (Newcastle University), однако они просуществовали всего лишь несколько дней, и выделить стволовые клетки из них не удалось.