Замена частей тела: люди учатся у ящериц

02 ноября 2007 года, 11:23

Ученые из Университетского колледжа в Лондоне (University College London), Великобритания, обнаружили ключевой белок, отвечающий за отращивание утраченных конечностей у ящериц, тритонов и саламандр, передает агентство Reuters. Это открывает новые перспективы для исследований в области регенеративной медицины. Новые данные были опубликованы во вторник в журнале Science.

Способность тритонов и саламандр легко восстанавливать утраченные конечности давно интриговала биологов. Однако до самого последнего времени механизмы с помощью которых ящерицы регенирируют свои органы оставались неизвестными.

Недавно было установлено, что центральную роль в генерации групп незрелых клеток, также известных как бластема, играет содержащийся в нервных клетках и клетках кожи протеин nAG. Значительность этого протеина подтверждает тот факт, что когда нервные клетки были в процессе опытов отделены от конечностей, что как правило останавливает их рост, клетки продолжали расти, если ученые искуственно вызывали призводство протеина в клетках. Авторы статьи надеются, что новые открытия «помогут в решении проблемы регенерации конечностей в организмах млекопитающих».

По словам Давида Стокума (David Stocum) из Университета Пэрдью (Indiana University-Purdue University Indianapolis), США, эти данные могут помочь найти объяснения, почему у млекопитающих небольшая способность к регенерации, а это, в свою очередь, может привести к прорыву в регенетативной медицине.

Четкое понимание механизма молекулярных сигналов, которые происходят в клетках в периоды формирования бластемы и регенерации органов, позволят врачам воспроизвести эти процессы в нерегенеративных частях тела. «Когда именно мы сможем восстанавливать различные части тела пока неясно, однако обнаружение протеина nAG, являющегося ключевым сегментом в данном процессе, определенно большой шаг вперед», — говорит Давид Стокум.

Уникальность тритонов состоит в том, что их организм способен превращать клетки в недиффиренцированные стволовые группы, которые в последствии начинают делиться и превращаются в полноценные органы. У млекопитающих эта способность в процессе эволюции была утрачена. «Понять этот процесс — очень важно, однако это ещё не гарантирует успешность опытов с людьми», — говорит Джереми Брокес (Jeremy Brockes) из Университетского колледжа в Лондоне.

«Вокруг Света» писал о результатах трех груп специалистов из США и Японии, которые независимо друг от друга разработали способ получения стволовых эмбриональных клеток из кожи.