Пациент нейролога отделился от тела

01 ноября 2007 года, 18:25

Электростимуляция мозга при помощи имплантированных в череп пациента электродов привела к неожиданному эффекту: пациент почувствовал, что отделился от тела, сообщает Reuters со ссылкой на статью Дирка де Риддера (Dirk De Ridder) из университета Антверпена, Бельгия, в журнале «New England Journal of Medicine».

63-летний пациент, о котором идет речь, долгое время безуспешно лечился от навязчивого звона в ушах. Наконец нейрологи предложили ему попробовать радикальный способ: стимулирование мозга при помощи имплантированных электродов.

Вокруг Света уже рассказывал о схожем методе трансчерепной магнитной стимуляции (TMS), который зарекомендовал себя как многообещающий инструмент в неврологии и психиатрии. Он состоит в подаче магнитного импульса с электрода, размещенного на черепе пациента, непосредственно в мозг. Импульс безопасно проходит через черепную коробку и вызывает короткие слабые электрические токи, которые воздействуют на нервную систему пациента. Согласно предварительным данным, TMS вызывает рост нейронных клеток во всех областях мозга. Это поможет помочь в лечении заболеваний нервной системы, постинсультных больны, и больных, страдающим от болезни Альцгеймера, а также будет способствовать улучшению человеческой памяти.

Однако в случае с бельгийцем эксперимент пошел не так, как ожидали врачи. Во время подачи электросигналов мужчина почувствовал, что как бы «отделился» от тела, примерно так, как это происходит с человеком на пороге смерти. По словам пациента, это произошло с ним дважды: на 15 и 21 секунду. Он чувствовал, что находился с левой стороны от тела на высоте примерно 50 см.

Как выяснили ученые, к подобному эффекту нахождения вне тела приводит активность ровно одного участка мозга: височной верхней борозды (superior temporal gyrus), расположенной в верхней правой части мозга. Нейрологи ранее обнаружили, что в верхних отделах височных долей расположены слуховые центры мозга. И именно их поражение приводит к развитию глухоты. Однако почему именно эта область мозга функционировала в тот самый момент когда пациент заявил об «отделении» от своего физического тела, врачи пока объяснить не могут.