Нематодам поменяли сексуальную ориентацию

26 октября 2007 года, 19:43

Специалисты Института мозга при Университете Юты (Brain Institute at the University of Utah), США, научились менять сексуальную ориентацию червей-нематод, включая определенные гены, пишет Reuters.

Нематоды или C. elegans - крошечные черви в 1 мм длиной, живущие в почве и питающиеся бактериями. У них нет глаз, и они ориентируются с помощью обонятельных органов. Среди них не много мужских особей, только одна на 500, так что большинство женских особей являются гермафродитами, то есть имеют и женские и мужские половые органы. Это дает женской особи возможность оплодотворять свою собственную яйцеклетку и откладывать яйца в отсутствие мужской особи, хотя бы и в количестве в шесть раз меньшем.

Сотрудники лаборатории включали гены, отвественные за развитие мужских органов, у женских особей червей. В результате черви имели строение женское, но вели себя как мужские особи, реагируя на запах феромонов, выделяемых самками для привлечения особей противоположного пола. Результаты экспериментов ученых опубликованы в журнале Current Biology.

Несмотря на то, что черви-нематоды, мухи-дрозофиллы и мыши имеют гомологичные гены с человеческими, и их часто используют для опытов по изучению работы человеческих генов, исследование пока не дает прямого ответа на вопрос о происхождении сексуальной ориентации у людей, говорит научный директор института Эрик Йоргенсен. Люди имеют свободную волю, поэтому с ними все сложнее.

Многие исследователи предполагают, что на сексуальную ориентацию может влиять совокупность таких факторов, как генетическая предрасположенность, гормональный фон и окружающая среда, но доказательств этому пока не существует. Однако работа сотрудников института вновь поднимает вопрос о том, что сексуальная ориентация тесно связана с генетикой. Поведение, направленное на то, чтобы привлечь к себе противоположный пол, обусловлено также мозговыми циклами, общими для обоих полов, а не только присущими определенному полу нервными клетками, подчеркивает Йоргенсен.