Древние люди питались моллюсками

В Южной Африке обнаружены самые древние в мире останки съеденных людьми моллюсков, показавшие, что 164 тыс. лет назад человек впервые дополнил свой обычный рацион (плоды, коренья, мясо животных) морской пищей, передает агентство Reuters со ссылкой на журнал Nature. Там же найдено одно из древнейших доказательств использования людьми пигментов. Археологические находки, относящиеся к этому периоду, редки.

Раскопки велись международной командой археологов в пещере в местечке Пиннекл Пойнт (Pinnacle Point) на южном берегу ЮАР. Сейчас эта пещера находится на берегу океана, но 150 тыс. лет назад море было на несколько километров дальше, так что древние люди приносили свою морскую еду с берега. Извлеченные из пещеры останки трапезы насчитывают примерно 15 видов морских беспозвоночных, в основном мидий, также здесь найдены кости других животных. Кроме того, обнаружение морской уточки, китового паразита, позволяет предположить, что уже тогда люди использовали в пищу останки китов. Ранее считалось, что древние люди начали использовать прибрежные морские ресурсы лишь 125 тыс. лет назад.

В этот период климат был непостоянным, большая часть Африки была холодной и сухой. Возможно, именно то, что люди на южном побережье Африки расширили свой рацион за счет морских ресурсов, помогло им выжить в таких суровых климатических условиях. Также не исключено, что моллюски и ракообразные послужили решающим элементом питания, заставившим древнего человека начать свое распространение из Африки вдоль морских побережий в другие регионы. Моллюски считаются одним из последних дополнений в рационе человека перед появлением домашнего скота.

Кроме отходов с древнего стола, археологи нашли в пещере крошечные каменные лезвия сантиметровой ширины. Они могли быть наконечниками копий и дротиков, а значит свидетельствуют о вероятном раннем появлении составных инструментов, прежде датированных 70 тыс. лет назад. Здесь же найдены кусочки охры со следами от инструментов — царапинами. Исследователи полагают, что это старейшее свидетельство применения красок, предположительно, для живописи или нанесения символики на тело.

«Вокруг Света» сообщал о находках в селе Костенки, Воронежский край, Россия, показывающих, что прародители современного человека проживали в этих местах раньше, чем люди, чьи стоянки археологи находят в Европе.