Голод, перенесенный в раннем возрасте, увеличивает шансы на выживание

Перенесенный в раннем возрасте голод повышает шансы организма на выживание как минимум в течение двух поколений. К таким выводам пришла команда биологов из Университета Дьюка (США).

Для эксперимента ученые взяли круглых червей (лат. Caenorhabditis elegans). В природе они живут циклами «бум-спад»: время от времени голод почти уничтожает их, однако погибают не все черви. Оставшиеся в живых особи приносят меньше потомства, однако приобретают особую выносливость, которая длится по меньшей мере два поколения.

В рамках исследования ученые взяли тысячу круглых червей на первом этапе развития личинок и заставили их голодать в течение одного, а затем восьми дней. Черви, которые голодали дольше, росли медленнее и в конечном итоге вырастали более скромных размеров и были менее плодовитыми.

Биологи установили, что потомство голодающих червей оказалось более устойчиво к голоду, нежели потомки особей, не испытывавших недостатка в еде. Ученые предполагают, что в естественных условиях в периоды изобилия черви способны увеличивать скорость роста и плодовитость, а в трудные времена эти показатели, наоборот, снижать. «Они действительно обладают памятью о голоде», — отмечает руководитель команды биологов из Университета Дьюка Райн Бо.

Хотя это исследование пока не определило механизм, который контролирует активность генов в течение нескольких поколений после голода, результаты уже строят фундамент, чтобы сделать это.

Это исследование перекликается с данными о последствиях «Голодной зимы» в Нидерландах во время Второй мировой войны. С ноября 1944 года по конец весны 1945 года в стране из-за немецкой блокады разразился массовый голод. Тогда голландцы были вынуждены выживать на менее чем треть килокалорий от их обычной нормы.

Впоследствии в течение нескольких десятилетий голландские и британские ученые изучали детей, которые были подвержены этому голоду в период внутриутробного развития. Было установлено, что, вырастая, такие люди были меньше ростом, чем в среднем граждане Нидерландов, и их дети были также более низкого роста. Кроме того, они в большей степени были подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету и ожирению.

Илона Терехова