Птицы воспринимают магнитное поле Земли глазами

27 сентября 2007 года, 19:49

Группа специалистов под руководством Доминика Хайерса (Dominik Heyers), из Университета Олденбурга (University of Oldenburg), Германия, пришли к выводу, что перелетные птицы могут «видеть» магнитное поле Земли, которое они используют в качестве компаса для своих перемещений, пишет Reuters.

Предыдущие работы показывали возможность того, что магнитное поле Земли может воздействовать на находящиеся в глазах перелетных птиц частицы криптохромы. Теперь ученые подтвердили, что молекулы в глазах перелетных птиц связаны с той областью мозга, которая отвечает за направление полета.

Ученые провели эксперименты на садовых славках (Sylvia borin). Птицам вводили маркеры, способные перемещаться по нервным волокнам во время передачи сигнала между нервными клетками. Один маркер был введен в сетчатку глаза, а второй – в область мозга, который единственная связана с ориентированием.

Результаты эксперимента показали, что если у птиц возникало стремление к перелету, введенные маркеры встречались в той части таламуса, которая связана со зрением. Таким образом, ученые установили, что птицы воспринимают магнитное поле зрительно. По словам Хайерса, птицы могут видеть северное направление как темное пятно. Однако это в большей степени предположение, ведь нельзя спросить у птиц, что они видят на самом деле, отмечает он.

Ранее магнитные частицы были найдены также в клюве птиц. Предполагается, что эти две системы дополняют друг друга: глаза играют роль компаса, а с помощью клюва измеряется напряженность магнитного поля и, таким образом, составляется своеобразная навигационная карта для перелетов.