Космос увеличивает способность бактерий убивать

26 сентября 2007 года, 19:57

Группа исследователей из США и Германии под руководством профессоров Центра инфекционных заболеваний и вакцинологии (Center for Infectious Diseases and Vaccinology) Университета штата Аризона (Arizona State University) Шерил Никерсон (Cheryl Nickerson) и Джеймса Уилсона (James Wilson) установила, что выращенная в космосе бактерия Salmonella typhimurium увеличила способность убивать, сообщает New Scientist.

В рамках эксперимента ученые вырастили культуру сальмонеллы на борту шаттла «Атлантис» (Atlantis) во время его 12-дневного полета к МКС в сентябре прошлого года, и в это же время точно такую же культуру на Земле (в сходных условиях, за исключением гравитации). Затем обе культуры использовали для заражения лабораторных мышей. При этом вероятность смерти грызунов от «космической» культуры оказалась выше, чем при заражении культурой, выращенной в земных условиях. Кроме того, выяснилось, что «космическая» сальмонелла убивает быстрее.

Что делает бактерию, выращенную в невесомости, опаснее, ученые пока не выяснили. Генетический анализ показал, что у «космических» сальмонелл изменился уровень активности 167 генов и уровень содержания 73 белков. Особенно это касается белка Hfq, который в норме регулирует вирулентность микроорганизма.

Пока не известно, что происходит в космических условиях с другими бактериями. Но так как люди, пребывающие в космосе, несут на себе огромное количество микроорганизмов, это может иметь пока неучтенные последствия. Ученые считают, что на это следует обратить внимание в связи с потенциальным увеличением количества людей, попадающих в космос, в результате космического туризма.