Собаки могли быть приручены на 15 тысяч лет позже, чем считалось ранее

Вопрос о том, когда именно произошло одомашнивание лучшего друга человека — собаки, остается спорным. Результаты нового исследования ставят под сомнение распространенную точку зрения о том, что приручение псовых произошло в плейстоцене, когда наши предки вели кочевой образ жизни и занимались охотой и собирательством. Ученые не исключают, что одомашнивание собак могло начаться на 15 тысяч лет позже, то есть в эпоху неолита, когда древние люди начали формировать постоянные поселения и развивать сельское хозяйство.

Новая точка зрения основывается на результатах повторного анализа двух ископаемых черепов. Один из них возрастом 31 680 лет был обнаружен в пещере Гойе в Бельгии. Другой был найден в России в селе Елисеевичи Брянской области, и ему 13 905 лет.

Именно эти черепа ранее позволили палеонтологам назвать предполагаемую дату начала взаимодействия древних людей и собак. Однако новый анализ, проведенный специалистами колледжа Скидмор в Нью-Йорке, показал, что эти черепа принадлежат древним волкам, а не первым собакам, как считалось ранее.

В рамках нового исследовании окаменелости изучали с помощью сканирования и 3D-визуализации. Полученные данные, в частности форму глазниц и угол между лбом и носом, специалисты сравнили с аналогичными измерениями современного гибрида волки и собаки (волкособа), а также с измерениями останков древних волков и собак, найденных в Бельгии, Египте, Франции, на Аляске, а также в районе озера Байкал в Восточной Сибири.

«Ученые долгое время утверждали, что собаки были одомашнены около 30 тысяч лет назад, — рассказывает биолог Эбби Грейс Дрейк из колледжа Скидмор. — К сожалению, их методы анализа не были достаточно точными, чтобы верно идентифицировать эти останки». По мнению специалиста, приручение волков практически невозможно, поэтому более вероятно, что первыми к людям приблизились не волки, а мелкие псовые — предки современных шакалов и койотов.

Несмотря на масштабную работу, проделанную международной группой ученых, по изучению двух древних черепов псовых, определить точное время приручения предка современной собаки пока невозможно. Для этого палеонтологам предстоит провести 3D-анализ и генетическую экспертизу еще одной важной окаменелости — черепа собаки, найденного несколько лет назад на Алтае. Тогда российские специалисты оценили возраст останков 33 тысячами лет.