Муравьев заставят спариваться

30 января 2007 года, 19:49

Английским организациям охраны природы выделили 50 тыс. фунтов стерлингов для сохранения редкого вида рыжих муравьев - краснощеких муравьев, которые близки к полному исчезновению в Великобритании, сообщает BBC. В настоящее время их можно найти только в графстве Суррей (Surrey) и на острове Силли (Scilly). Команда специалистов под руководством Зоологического общества в Лондоне (Zoological Society of London, ZSL) планирует заняться разведением красных муравьев в неволе, в лондонском зоопарке, перед тем как выпустить их на волю в следующем году.

Краснощекий муравей (Formica rufibarbis) считается одним из самых редких видов в Англии. Руководитель проекта восстановления вида краснощеких муравьев Эмили Бреннан (Emily Brennan) отметила, что характерной особенностью этого вида является то, что краснощекие муравьи строят муравейники, в которых живут либо самки, либо самцы. В муравейнике, находящемся в Суррее, живут одни самки. Если не создать новые муравейники, вид вымрет. Причем среди этих муравейников обязательно должны быть и муравейники с самцами.

Госпожа Бреннан рассказывает, что у краснощеких муравьев довольно сложный жизненный цикл. Они используют феромоны для привлечения внимания противоположного пола, но специалисты пока не знают, какие именно. Поэтому потребуется провести ряд исследований. Это будет первая попытка воспроизведения этого вида в неволе. Предполагается использовать самок из муравейника в Суррее и самцов, найденных в муравейнике на острове Силли.

Основной причиной их исчезновения стали нарушения в среде обитания. Теплые участки, которые предпочитали муравьи, стали для них слишком холодными. Другая причина - так называемые муравьи-рабовладельцы, которые достаточно быстро распространяются по Англии. Они крадут личинки и выращивают муравьев как собственный вид. Поэтому участникам проекта придется не только восстанавливать климат на участке по вкусу муравьев, но и отгонять от их территории других насекомых. В рамках проекта планируется ежегодно создавать по меньшей мере 40 муравейников, начиная со следующего года и до тех пор, пока муравьи не смогут поддерживать свое существование самостоятельно.

Впервые вид краснощеких муравьев был обнаружен в Англии в 1896 году и с самого начала считался редким: было обнаружено 6 муравейников в Суррей и один на острове Силли. Обитают они на пространстве от Португалии до восточной части западной Сибири и от Среднего Востока до Скандинавии. Колония обычно состоит из 2-3 маток и 500 рабочих муравьев. Самки и самцы общаются с целью размножения один-единственный, но очень продуктивный раз в жизни: спермы хватает самке для воспроизводства до конца жизни.