Навязчивые идеи и фобии вызваны генами

23 августа 2007 года, 15:27

У мышей, в организме которых с самого рождения отсутствовал ген SAPAP3, отвечающий за выработку ключевого для мозга протеина, в течение времени развивались навязчивые состояния, установили ученые Медицинского центра Университета Дюк (Duke University Medical Center) в Северной Каролине, США, чья статья опубликована в журнале Nature  её цитирует Reuters.

Протеин, который вырабатывает ген SAPAP3, имеет очень важную функцию в организме: он позволяет нервным клеткам взаимодействовать. У мышей, в организме которых с самого рождения отсутствовал SAPAP3, в течение четырех-шести недель их жизни развивались состояния, сходные с тем, что в психиатрии называется OCD (Obsessive-compulsive disorder, невроз навязчивых состояний).

Обычно он проявляется в виде навязчивых мыслей, идей, влечений, страхов. Наиболее типичны фобии: кардиофобия, канцерофобия, лиссофобия (навязчивая боязнь сумасшествия), оксифобия (навязчивый страх острых предметов), клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), агорафобия (боязнь открытых пространств), навязчивые страхи высоты, загрязнения, боязнь покраснеть и др. Больной относится к этим страхам критически, понимает их чуждость, стремится их преодолеть, но самостоятельно освободиться от них не может. Неврозом навязчивых состояний в мире страдают примерно 2% человек.

Лабораторные мыши с неврозом навязчивости очевидно страдали агарофобией (боялись открытых освещенных пространств), и у них развивалась болезненная страсть к чистоте: они мыли свои мордочки до тех пор, пока те не начинали кровоточить. Если мышей сажали в темную коробку, в которой было отверстие, ведущее в освещенное помещение, то в отличие от нормальных мышей, они не стремились выйти на свет, а оставались внутри коробки.

«Мы думаем, что эти мыши просто не могли себя контролировать,  подчеркивает Гуопинг Фенг (Guoping Feng), молекулярный генетик Медицинского центра Университета Дюк.

Когда же исследователи восстановили пропущенный ген в их ДНК, мыши начали вести себя обычным образом. Помогал также мышам успокоительный препарат Prozac, который широко используется в психиатрии для лечения неврозов.

Исследования генетиков Медицинского центра Университета Дюк проливают новый свет на природу навязчивых состояний и позволят в будущем предложить новые методы их лечения.