В Венгрии откопаны доисторические кипарисы

08 августа 2007 года, 12:03

В Северной Венгрии археологи нашли доисторические кипарисы Taxodium distichum (кипарисы болотные), возраст которых составляет 8 млн лет; стволы не превратились в камень, а сохранились в виде деревьев, сообщает венгерский портал Caboodle.hu.

Стволы имеют высоту от 4 до 6 м, самые крупные в обхвате достигают 1,5-3 м. Площадка, на которой они росли, имеет площадь порядка 100 кв.м. Ранее на этом месте в деревне Бюккабраны (Bukkаbrаny) в области Борсод-Абой-Земплен (Borsod-Abauj-Zemplеn) располагалась наземная часть угледобывающего карьера.

Деревья такой сохранности археологам удается получить крайне редко, чаще всего они обнаруживают окаменелые стволы. Ученые находят их по всему миру и с их помощью смогли восстановить картину флоры каждого исторического периода. Однако целые стволы деревьев в такой сохранности обнаружены впервые в истории археологии.

Кипарисы росли в болотистой низменности вокруг пресноводного озера в регионе Трансданубия миллионы лет назад в Микенский период. Археологи предполагают, что потом деревья были внезапно занесены песком, вероятно, во время песчаной бури. Серый песок, которым были засыпаны стволы, не содержит бактерий и поэтому предотвратил разложение древесины. Кроны деревьев, засыпанные желтым песком, не сохранились.

К сожалению, уникальные характеристики находки означают, что кипарисы не смогут находиться на открытом воздухе. Если стволы древних деревьев намокнут под дождем, то при высыхании они рассыплются. Однако археологи под руководством Миклоша Кажмера (Dr. Miklos Kazmer) с Факультета палеонтологии Будапештского Университета (ELTE Paleontology Department) и Лиллы Хабли (Dr. Lilla Hably) из Венгерского музея естественной истории (Plant Collection of the Hungarian Natural History Museum) надеются успеть провести все необходимые исследования и определить точный возраст кипарисов и условия, в которых они росли, до того, как уникальные деревья будут утеряны.