Летучие мыши летают благодаря сахару

06 августа 2007 года, 14:05

Способность летучих мышей летать достигается благодаря способности их организмов перерабатывать сахар,  к таким выводам приходят английские и немецкие ученые, опубликовавшие исследование в журнале «Функциональная экология» («Functional Ecology»)  с ним знакомит ВВС.

Как оказалось, летучие мыши, которые питаются цветочным нектаром (их особенность  в том, что они обладают длинным языком, позволяющим пить нектар из сердцевины цветка), сжигают сахар быстрее всех млекопитающих, которые обитают на Земле. Исследование, которое проводили совместно ученые из Великобритании и Германии, показало, что в организмах некоторых летучих мышей процесс расщепления сахара начинает происходить спустя всего несколько минут после того, как животные выпили нектар. Биологи связывают этот процесс с тем, что летучим мышам необходимо большое количество энергии для полетов. Расщепление сахара  один из немногих способов получать такое количество энергии, особенно с учетом того, что летучие мыши «сидят» на диете, которая не содержит жиров и протеинов.

В частности летучая мышь Glossophaga soricina (землеройковидный листонос)  одно из самых маленьких млекопитающих на планете. Её вес менее 10 грамм. Эти ночные животные обитают в Центральной и Южной Америке и питаются нектаром цветов, высасывая его, примерно так же, как это делают колибри. Glossophaga soricina способны в течение дня поглощать нектара примерно в полтора раза больше, чем весит их тело.

Чтобы понять, как в организмах летучих мышей происходят процесс расщепления сахара, исследователи накормили их раствором сахара, который содержал радиоактивный элемент углерод-13. Затем уровень углерода-13 был измерен в составе воздуха, который выдыхали мыши. Таким образом ученые смогли определить, как быстро сахар, в котором содержался элемент, перерабатывается организмом животного. По данным Кристиана Фойгта (Dr Christian Voigt) из Института исследования Зоологии имени Лейбница (Leibniz Institute for Zoo and Wildlife Research) в Берлине, Германия, и профессора Джона Спикмена (John Speakman) из Абердинского Университета (University of Aberdeen), Великобритания, в организмах летучих мышей, которые питаются цветочным нектаром, процесс расщепления сахара начинает происходить спустя всего несколько минут после того, как животные выпили нектар. В течение получаса и даже меньше, 100% поглощенного нектара преобразовываются в энергию, которая необходима животным для полета.

Это невероятный метаболизм: у человека даже среди атлетов организм способен перерабатывать в энергию лишь около 30% питательных веществ, получаемых из энергетических напитков, - подчеркивают авторы доклада. Такие особенности метаболизма у летучих мышей дают им возможность не «накапливать» энергию в организме «про запас» в виде жировых отложений, как это происходит у тех же колибри, а немедленно её расходовать.