Ученые узнали тайну одного из колец Сатурна

03 августа 2007 года, 20:10

Группа специалистов Корнелльского университета (Cornell University), США, под руководством Мэттью Хэдмана (Matthew Hedman) разгадали загадку поведения одного из колец Сатурна, пишет BBC News.

Кольцо G является одним из самых удаленных колец планеты, оно находится более, чем в 168 тыс. км от ее центра и более чем в 15 тыс. км от ближайшего спутника. По словам Мэттью Хэдмана, подобно кольцам E и F, оно состоит из крошечных частиц льда размером в несколько микрон. В то же время, для того, чтобы частицы не разлетались и форма кольца оставалась прежней, оно нуждается в постоянном поступлении новых частиц пыли и льда, либо в более крупном объекте, как спутник, которая удерживает частицы связанными с помощью гравитационного взаимодействия. К примеру, спутник Сатурна Энцелад поставляет новый материал кольцу Е, а Прометей и Пандора могут удерживать в определенных узких границах частицы кольца F. Однако поблизости от кольца G нет ни одного спутника.

Как кольцо G сохраняет свою форму ученым помогли разгадать снимки, полученные с межпланетной станции Cassini. Они продемонстрировали взаимодействие кольца с более отдаленным спутником планеты. В работе, опубликованной в журнале Science, также объясняется странная структура кольца.

В добавление к крошечным частицам пыли, на одной шестой его части существует также яркая арка (дуга), которая содержит твердые ледяные частицы большего размера, варьирующегося от нескольких сантиметров до нескольких метров.

Группа исследователей открыла, что орбита кольца связана с одним из самых маленьких спутников Сатурна – Мимасом. На каждые семь оборотов арки вокруг Сатурна, Мимас, находящийся на расстоянии 15 тыс. км, но однако расположенный к кольцу ближе всех остальных спутников, выполняет шесть оборотов. По мнению ученых, яркую арку удерживает на месте взаимодействие с ним.

Микрометеориты постоянно сталкиваются с телами внутри арки, генерируя пыль, которая затем распространяется на остальную часть кольца G. Таким образом, все кольцо полностью рождается из взаимодействия арки и Мимаса.