Генетически выведена 12-головая медуза

02 августа 2007 года, 13:22

Немецкие ученые поставили смелый генетический эксперимент, выведя медузу Eleutheria dichotoma с двенадцатью головами вместо одной,  сообщает LiveScience.com.

Эксперимент по воссозданию многоголовой Медузы-Горгоны, аналогичной страшному созданию из древнегреческих мифов, был проведен в Университете ветеринарной медицины в Ганновере, Германия (Hanover University of Veterinary Medicine). Для экспериментов была выбрана медуза European hydromedusa, пойманная на побережье на юге Франции. Тщательно воспроизводя в цепочке ДНК медузы гены Cnox, ответственные за развитие определенных органов тела животного, ученым удалось достичь того, что у эмбриона медузы были выращены несколько голов, вместо одной.

Гены Cnox подчеркивают авторы доклада, похожи по своим свойствам на гены Hox человеческой ДНК  именно они отвечают за правильное формирование частей тела у многоклеточных из одинаковых эмбриональных клеток. Принято считать, что дифференцировка основных частей тела у многоклеточного двусторонне симметричного животного происходит в том порядке, в каком располагаются в хромосоме регуляторные Hox-гены. Напомним, что Эдвард Льюис (вместе с Кристианой Нюссляйн-Волхард и Эриком Вишаусом) получил в 1995 году за исследование этих механизмов эмбриогенеза Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Немецким ученым удалось создать РНК медузы, в которой были «приглушены» некоторые Cnox гены. В частности, было обнаружено, что если подавить действие гена Cnox-3, то у медузы образуются две головы. Когда был подавлен следующий ген, Cnox-2, образовались ещё две головы, «и так до двенадцати»,  рассказывает Берндт Ширватер (Bernd Schierwater), сотрудник Университета ветеринарной медицины. Его совместный доклад с коллегой по институту Вольфгангом Якобом (Wolfgang Jakob), опубликован в онлайновом научном журнале PLoS ONE.

Многоголовые животные в природе встречаются достаточно редко и их появление, как правило, связано с отклонениями в развитии. Однако, замечает Ширватер, такие животные как кораллы, напротив, часто «добавляют» лишние головы к обычному телу  то, что и было проделано с медузой. По предположениям ученых, кораллы это делают для того, чтобы иметь возможность выживать. В любом случае, искусственно созданная медуза должна помочь биологам в понимании механизмов эволюции животного мира.