Обнаружен новый класс активных ядер галактик

01 августа 2007 года, 19:53

Группа американских и японских астрономов обнаружила новый класс активных ядер галактик (active galactic nuclei, AGN), сообщает ScienceDaily.

До недавнего времени считалось, что все возможные типы AGN (чрезвычайно энергичных галактических ядер, питаемых находящимися в их сердцевине сверхмассивными черными дырами) уже известны. AGN либо в виде квазаров, либо блазаров, либо сейфертовских галактик входят в число самых ярких объектов Вселенной: область, не превышающая размеров Солнечной системы, излучает энергию, равную свечению миллиардов звезд.

Однако новый многочисленный класс AGN окутан облаками из газа и пыли, сквозь которые не проникают никакие лучи.

По словам Джека Тюллера (Jack Tueller), члена исследовательской группы, астронома из Центра космических полетов NASA имени Годдарда (Goddard Space Flight Center), новое открытие поможет понять, почему окрестности некоторых сверхмассивных черных дыр ярко светятся, а других нет.

Первые свидетельства существования нового типа AGN появились еще два года назад. Группе, возглавляемой Джеком Тюллером, удалось обнаружить высокоэнергетическое рентгеновское излучение нескольких сотен относительно близких AGN, которые были пропущены прежде, поскольку исходящее от них оптическое и ультрафиолетовое излучение блокировалось плотными газопылевыми облаками.

Согласно популярным теоретическим моделям, активные ядра галактик окружены скоплениями вещества, располагающегося в виде поглощающего тора, который частично скрывает от нас вид на черную дыру. Угол, под которым мы его наблюдаем, и определяет, какой тип объекта мы увидим. Однако, по мнению одного из членов команды Ричарда Мушоцки (Richard Mushotzky), новый тип галактических ядер скрыт непрозрачной оболочкой полностью.

Существует и вероятность того, что вокруг этих AGN слишком мало газа. В других AGN газ рассеивает свет на других длинах волн, что делает AGN видимым даже в том случае, если ядро прикрыто затеняющим материалом.

Тем не менее, полученные результаты говорят о том, что даже в локальной части Вселенной должно быть достаточно большое количество невыявленных затененных AGN.

Фактически, эти объекты могут составлять около 20% точечных источников, образующих рентгеновский фон, подсвечивающий нашу Вселенную. В свое время рентгеновская обсерватория NASA Chandra установила, что этот фон образован огромным числом AGN, однако она не смогла прояснить природу всех этих источников.