Озон оказался коварнее, чем думали раньше

26 июля 2007 года, 09:52

Влияние озона на климат куда более существенно, чем предлагалось ранее, сообщает BBC, со ссылкой на исследование, опубликованное в Nature journal. Озон, расположенные в нижних слоях атмосферы, подавляет способность растений поглощать углекислый газ. В результате, количество углекислого газа в атмосфере увеличивается, что усугубляет парниковый эффект. А это, в свою очередь, ускоряет изменения климата. Говорит Питер Кокс (Экстерский университет, Великобритания): "Озон как фактор изменения климата оказался в два раза более важным, чем мы думали раньше".

Давно известно, озон в верхних слоях атмосферы затрудняет отвод тепла от поверхности Земли. В нижних слоях озон образутся под дейстсвием солнечного света из других парниковых газов, таких как окислы озота и угарный газ. Выделения парниковых газов связаны с деятельностью человека и приводят к повышению уровня озона на малых высотах.

До сих пор исследования влияния озона близкого к поверхности Земли ограничивалось изучением его воздействия на легкие человека. Считалось, что воздействие озона на растения состоит в том, что озон, проникающий в растения через микроскопические отверстия в листьях способствует выделению веществ, подавляющих фотосинтез.

На самом деле, все не так просто: под воздейстсвием озона поры в листьях уменьшаются, сокращая тем самым его вредное влияние, так что необходим расчет, показывающий какой из эффектов перевешивает. Для этого исследователи разработали компьютерную модель, позволяющую определить суммарный эффект этих факторов за период с 1900 по 2100 год. В одном варианте модели оказалось, что способность растений поглощать углекислый газ уменьшилась на 23%, а в другом на 14%.

Как уже сообщал "Вокруг Света", последствия глобального потепления климата на Земле могут быть очень значительны, от голода в Африке до таяния ледников в Гималаях.