Выведены козы, защищающие от нервно-паралитического газа

Ученые биотехнологической компании PharmAthene вывели генетически модифицированную породу коз, которая дает молоко особого типа: в нем содержатся вещества, помогающие организму противостоять действию зарина, VX и других нервно-паралитических газов,  сообщает ВВС со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Proceedings, выпускаемом Национальной Академией наук США (National Academy of Sciences).

Зарин, VX и аналогичные им отравляющие газы известны под общим названием органофосфаты  к ним же относятся пестициды. В основном органофосфаты обладают нервно-паралитическим действием. При отравлении VX синдромы проявляются уже через 12 минуты  сужение зрачков, потливость, слюноотделение, судороги, параличи, спазмы. Через 1015 минут наступает
смерть.

Противоядием от органофосфатов является энзим бутирилхолинэстеразы (BuChE, butyrylcholinesterase). В небольших количествах он производится самим человеческим организмом. Однако его количества столь малы, что не способны защитить человека при отравлении. «Это очень сложная для производства молекула»,  подчеркивает Соломон Лангерман из PharmAthene, соавтор статьи в журнале Proceedings.

По его словам, искусственным образом синтезировать молекулу бутирилхолинэстеразы так и не удалось. Тогда на помощь пришли козы. Человеческий ген, ответственный за производство в человеческом организме бутирилхолинэстеразы, был имплантирован в «векторную» молекулу, которая затем была помещена в зародыш козьего эмбриона. В результате на свет появились козы с человеческим геном, в молоке которых содержится BuChE. По словам Лангермана, в молоке, которое дают выведенные его компанией козы, содержится 23 грамма бутирилхолинэстеразы на литр. А всего генетически модифицированные козы уже произвели порядка 15 кг препарата, способного нейтрализовать действие молекул органофосфатов.

Министерство обороны США уже поощрило исследования PharmAthene грантом в размере $213 млн. Там полагают, что новое лекарство сможет эффективно защитить войска от воздействия применяемых противником нервно-паралитических газов. Также препарат может храниться на складах в городе на случай возможной атаки террористов и применения химического оружия. Как ожидается, он будет продаваться под брендом Protexia («Защита»). По словам Лангермана, наиболее эффективно противоядие действует в комбинации с такими веществами, как атропин и 2-PAM, которые уже применяются в войсках для защиты от нервно-паралитических газов. Но в отличие от них Protexia обладает более продолжительным действием.